Вестник ОмГУ | Выпуск | Тематика |
Вестник Омского университета, 1999, Вып. 3. С. 14-21. © Омский государственный университет, 1999 |
И.А. Безъязыкова, М.П. Одинцова, А.А. Юнаковская
Омский государственный университет, филологичесий факультет
644077, Омск, пр. Мира, 55-A
Получена 20 мая 1999 г.
СЛОВО одной из первых выпускниц филфака - Галине Аркадьевне КРИВОЗУБОВОЙ:
- Вряд ли меня упрекнут в нескромности, если я скажу, что первый выпуск филологического факультета (1974-1979 гг.) был самым ярким, самым одаренным, если хотите, самым "звездным". У нас не было предшественников, и в течение целого года (!) мы были единственными, поэтому испытали на себе во всей полноте и любовь, и гнев наших преподавателей. Последнего было гораздо меньше (поскольку мы искренне хотели соответствовать требуемому), но, к примеру, избежать грозного взгляда завкафедрой литературы Маргариты Васильевны Кузнецовой удавалось далеко не каждому. Ее взгляд часто бывал гневным, и, если бы не добрые, все понимающие и многое прощающие глаза другого литератора, Любови Николаевны Гридневой, наши воспоминания о первом курсе были бы не такими легкими и приятными.
Дружеские, доверительные отношения сложились у нас с преподавателями кафедры русского языка. И Майя Петровна Одинцова, и Лариса Борисовна Селезнева видели в нас (во всяком случае нам так казалось) своих единомышленников. Мы вместе создавали атмосферу творчества, научного поиска, сотрудничества. Как ни странно (а сейчас для меня это совсем не странно), лингвистические курсы вызывали у нас не меньший интерес, чем литературоведческие. Хотя, конечно, почти все вначале мыслили себя именно литераторами. Когда мы перешли на второй курс, на факультете появились новые студенты, возникло едва уловимое чувство ревности. Оно быстро прошло, потому что мы все равно оставались первыми. Мы первыми отправились в фольклорную, а затем и в диалектологическую экспедиции, стали первыми участниками театральных представлений, выпускали первые номера общеуниверситетской и факультетской стенных газет. Наконец, мы первыми получили дипломы Омского университета и первыми поехали по распределению. Не все и не у всех из нашего выпуска сложилось так, как хотелось и мечталось в те уже далекие студенческие годы. Но сейчас все-таки нам еще рано подводить итоги.
СЛОВО одной из первых преподавателей филфака - Майе Петровне ОДИНЦОВОЙ:
- Позволю себе дополнить рассказ Галины Аркадьевны Кривозубовой - на правах преподавателя, упомянутого ею. Да, теперь одна из наших "первых" не Галя Путинцева, а именно Галина 8/Аркадьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, исследователь ономастикона города Омска, ведущий лектор, в исполнении которого уже несколько (если не сказать - много) поколений третьекурсников слушают синтаксис - самый сложный и большой раздел курса "Современный русский язык". А еще нельзя не предать истории такую замечательную деталь: главное (из нескольких) амплуа Галины на филологическом факультете - руководство любительским театром русского водевиля и комедии "Престиж", в котором играют все мало-мальски талантливые преподаватели (включая декана) и студенты. То есть она народный режиссер!
Факультет имеет основание гордиться такими своими выпускниками, как Валерий Хомяков (зам. декана). Он тоже из "первых". Стал литературоведом и критиком. Прекрасный преподаватель литературы в ОмГУ Ирина Подгорная (сокурсница Галины Путинцевой). Любят наши студенты заведующую Словарным кабинетом филфака Нину Имедадзе. По радио мы слышим голоса Татьяны Андрюшиной, Аллы Вишневой (Бобровой), Антонины Арендаренко, подлинных звезд омской журналистики. В наших газетах частенько встречаем имена Татьяны Лелякиной, Татьяны Шипиловой. Знаем, что не потерялись в массе омского учительства филологи первого выпуска Галина Смирная, Ольга Греднева, Ольга Тихомирова, Наталья Бельтюгова, Нина Минина, Галина Прядухина, стали учителями учителей кандидат филологических наук, доцент Марина Булавина (она руководит кафедрой в институте повышения квалификации работников образования Омской области). В ОмГПУ преподает литературу студентам и работает над диссертацией по творчеству Тимофея Белозерова Лидия Лактионова.
Стоит назвать и лучших из других выпусков: Николай Мисюров, кандидат филологический наук, нынешний декан факультета, талантливый литературовед и литератор; доценты кафедры русского языка Наталья Орлова, Лариса Бутакова, кандидаты филологических наук Елена Малышева, Елена Рудозуб, доценты кафедры общего языкознания и истории русского языка Марина Харламова, Татьяна Рогожникова, Елена Никитина, Алла Юнаковская; кандидат филологических наук Елена Сухоцкая; преподаватели русского языка Ирина Дьячкова, Инна Ромашова, Ирина Горчакова, славист Ольга Никонорова, латинист Оксана Васильева; кандидаты филологических наук-литературоведы: Лариса Гапон, Екатерина Барановская, Светлана Остудина (уехала в прошлом году от нас в Санкт-Петербург), закончила работу над диссертацией и защитилась Ирина Феоктистова; близка к защите Алина Ляпина; учит будущих журналистов Ирина Загатова, учит грамоте юристов Ирина Безъязыкова.
Отметим и помощника нашего декана Светлану Мартынову. Гордимся поэтом и филологом Мариной Безденежных; прозаиком Юрием Рассказовым, художником Михаилом Кузнецовым; восхищаемся блестящим талантом поэта, журналиста, театрального работника, издателя - Сергея Денисенко; театроведом и ведущим работником Пятого Камерного театра Омска Ларисой Малахевич; известным фольклористом Еленой Ефремовой; доцентом педуниверситата, кандидатом филологических наук Ларисой Никитиной; кандидатом филологических наук, преподавателем педуниверситета Ольгой Евчук, преподавателем-русистом Еленой Гейко; преподавателем риторики в ОмГУ и Институте повышения квалификации работников образования Омской области Ольгой Мартыновой; кандидатом филологических наук, доцентом кафедры культурологии ОмГУ Владимиром Мартыновым; кандидатом филологических наук, доцентом факультета культуры и искусства ОмГУ Ольгой Ермаковой.
Прогремело в прошедшем году имя победительницы конкурса на лучшего учителя года России - Полины Токаревой. Назовем имена других учителей, выпусников не первого выпуска: это Светлана Кумпень, Татьяна Вакунова, Наталья Забелина, Яна Шевелина, Наталья Емельянова, Ольга Стрельникова, Елена Юшкевич, Татьяна Шляпникова, Ирина Рукавишникова, Наталья Гречух, Галина Шарова, Антонина Батура.
Стали советниками по делам СМИ мэрии г. Омска Владимир Безъязыков и Евгений Борко. Классными Омскими журналистами стали наши выпускники Александр Коршунов, Николай Корзенников, Светлана Коблова, Елена Жеренюк, Евгений Назаренко, Ольга Плюснина, Анатолий Шестаков, Владимир Никитин, Александр Корнев, Ярослав Лесовский, Наталья Тимохина, Андрей Коломиец, Александр Зеленов, Александр Твардовский, Александр Грасс, Галина Журова, Милена Михалева, Елена Пиндюк, Сергей Вакунов, Елена Евдокимова, Игорь Михайлусь, Нателла Киселевская, Светлана Самоделкина, Дмитрий Кузьмин, Мария Перепелова, Ирина Казачинина; технический редактор научного журнала, в котором публикуются настоящие "Страницы...", Нателла Серопян; светлая память безвременно ушедшим от нас Валерию Чижову, поэту и журналисту, Владимиру Герасимову, талантливому журналисту.
Знаем, что есть среди выпусников филфака коммерсанты - Светлана Мельникова и Людмила Григорьева. Сейчас, не прячась, не боясь, можно также назвать имена филологов - религиозных деятелей Алексея Сидоренко и Василия Савельева.
Словом, выпускники филфака ОмГУ за последние четверть века - заметное и славное пополнение омской интеллигенции, омской творческой элиты. Если мы назвали не всех достойных, то не ищите умысла умолчания: ваши имена присутствуют здесь незримо в известном добавлении - "и многие, многие другие".
Немало их, наших "птенцов", разлетелось по разным городам и странам, но и о них время от времени доходят до нас добрые вести. Так, наверное, и должно быть: талантами не скудеет земля сибирская, нива филологическая.
СЛОВО первому латинисту - Анастасии Александровне ЕЛАГИНОЙ:
- Латынь как предмет сначала не знали, куда деть: решили его "приложить" к кафедре иностранных языков. Это было 2 сентября 1974 года (первого сентября мне с большим трудом удалось перевестись в ОмГУ и уволиться из педагогического института с кафедры французского языка, где я работала ассистентом на 0,5 ставки. Вела я латынь с 1974/75 уч.г. на гуманитарном факультете (у филологов, историков, юристов). Мне очень нравилась кафедра, весь коллектив и заведующая - доцент Татьяна Алексеевна Остудина. Было жаль ее, когда она вынуждена была в знак протеста подать ректору заявление об увольнении, и он подписал его.
Позже я сдала все кандидатские экзамены, работала над темой научного исследования, закончила заочную аспирантуру в Казанском университете. Много времени отнимала дорога Нефтяники - Чкаловский, где я жила и живу. Ездить приходилось два раза: к девяти утра - на занятия, а вечером - то академический хор, то хореография, то вокально-инструментальный ансамбль, то театральный коллектив (от парткома я курировала "самодеятельность"). И обязательно "Студенческая весна", жюри разного рода, собрания (профсоюзные, партийные, кураторов), само кураторство в двух группах.
И все-таки мне повезло. В ОмГУ было хорошее правило: раз в 5 лет посылать преподавателей на стажировку или ФПК в г. Москву. Так я попала на стажировку в МГУ в 1977 г. и на ФПК в 1982/83 гг. на кафедру классической филологии. В 1984 г. (5 апреля) защитила диссертацию, стала кандидатом исторических наук. На юридическом отделении гуманитарного факультета я учила латыни Сергея Николаевича Бабурина, на филологическом - Ирину Петровну Подгорную, Галину Аркадьевну Путинцеву (Кривозубову) (она прекрасно читала латинские стихи и прекрасно сыграла Жанну Д'Арк). В 1977/78 уч.г. завкафедрой литературы Маргарита Васильевна Кузнецова на партийном собрании обязала меня читать "античку", и я ее читала студентам до середины 80-х годов. Это был мой самый любимый предмет.
В 1998 г. вышла моя монография "Римское общество в историко-литературных источниках I в. н.э.", обсудила текст докторской диссертации в своем коллективе. Готовлю второй, окончательный текст к защите. Редактирую и издаю сборник научных трудов "Античный вестник": жду четвертый и пятый выпуски. Жизнь продолжается!
Современные студенты радуют, как и первые (из 70-х годов), увлекаются классическими языками. Сегодня студентка Мельникова Наталья выразила мою заветную мечту - иметь, кроме латинско-греческой аудитории, кабинет, чтобы все словари, тексты были под рукой у преподавателей и студентов. А в общем я всем довольна и всех поздравляю с юбилеем. Вот только танцуем мало. Раньше была традиция - танцевать в вестибюле первого корпуса под вокально-инструментальный ансамбль. На лестницах вывешивался плакат "Festina lente!", танцевали на втором этаже второго и третьего корпусов. А теперь?
СЛОВО деканам:
- Александру Сергевичу СЫЧЕВУ:
- Это были те самые годы "застоя", когда жизнь в стране шла по четко отлаженному партией сценарию, когда все до мелочей жестко регламентировалось, когда молниеносно пресекались любые попытки самостоятельности и вольнодумства. Что же вспомнить? Вспоминаю, что каждый новый учебный год студенты факультета начинали не в университетских аудиториях, а на колхозных и совхозных полях.
Обычная в сентябрьские дни картина: рано утром возле университета выстраивается вереница автобусов, собираются студенты разных факультетов. Крик, шум, суета: старосты групп проверяют "наличный состав". Забота декана - отправить как можно больше студентов, узнать о тех, кто не поехал, определить, кто из преподавателей факультета будет сопровождать студенческие группы завтра. И так каждый день в течение сентября.
А по возвращении студентов из колхоза начинаются занятия и сразу же - подготовка к октябрьской демонстрации. На факультете создавалась для этого специальная праздничная комиссия: надо было делать искусственные цветы, рисовать плакаты, готовить транспаранты, составлять списки участников демонстрации, отчитываться "о готовности" на заседаниях парткома. То же самое повторялось и при подготовке к майским праздникам. Собирались демонстранты возле сельхозинститута, строились в шеренги и медленно продвигались к центру города. Все знали: перед обкомовскими трибунами надо пройти стройными шеренгами. Но удивительное дело: всякий раз перед центральной площадью почему-то приходилось всем бежать, шеренги расстраивались и смешивались - и представляли мы уже не стройную университетскую колонну, а пеструю неорганизованную толпу. В результате - брошенные цветы, сломанные транспаранты и "разборки" на парткоме. Вспоминаются также многочисленные комиссии: парткомовские, профкомовские, факультетские (по назначению студентам стипендий), университетские (по распределению на работу выпускников), комиссии по подведению итогов пресловутого соцсоревнования, в которых концов не могли найти даже университетские математики.
Но были в жизни факультета и случаи необычные. О двух из них и хотелось бы рассказать.
Помню, как позвонили из университетского парткома:
- Известно ли декану, что выпускник факультета С. подал заявление в Духовную Академию?
- ?
- Об этом знают уже в обкоме партии, и надо сделать все, чтобы...
- ?
А случилось вот что. После окончания университета С. был распределен на работу в одну из школ Кормиловского района Омской области. Приехал оттуда с семьей и вынужден был снимать частную квартиру, хотя при распределении ему обещали жилье. Проработав несколько месяцев, С. вернулся в Омск к родителям. Устроиться на работу в городе он не смог (по закону выпускник обязан отработать по распределению три года) и вынужден был подрабатывать на жизнь истопником при церкви. Служители заметили С., узнали, что у него высшее образование, и предложили поступить в Академию. Так решилась судьба человека. А факультет после этого проверяла солидная обкомовская комиссия "по вопросу атеистического воспитания студентов".
Случай второй. День смерти Л. Бережнева. По радио звучит траурная музыка. На факультете идут занятия, все спокойно. Вдруг во время перерыва в деканат вбегают староста и комсорг одной из студенческих групп третьего курса:
- У нас в группе ЧП. Мы хотим провести комсомольское собрание и поставить вопрос об исключении из университета студента Ж.
- Что случилось?
- У нас в группе все студенты в трауре, а Ж. всем говорит: "Тому, что произошло, радоваться надо, а не плакать".
Прошу студентов пригласить в деканат Ж. Она подтверждает сказанное. Убеждаю ее пойти в группу и объяснить студентам, что ее неправильно поняли. Все тогда обошлось. Впереди была перестройка.
- Галине Андреевне БОБРОВОЙ:
- Пишу эти заметки с легким сердцем, так как за два года деканства мне краснеть не приходится: факультет не развалился (наоборот, кафедры приросли новыми людьми), лоб перед начальством не расшибала, многие бывшие студенты благодарят.
А оказалась я деканом случайно. В.Ф. Гутенев, к которому я относилась с симпатией и сочувствием, объявил мне перед своим отъездом, что может доверить факультет только Майе Петровне и мне. Опускаю драматические эпизоды, связанные с выборами, замечу только, что выборы, наверное, впервые проходили на "альтернативной" основе.
Поскольку администрации у факультета в те времена еще не было, руководили мы вдвоем с Ирой, секретарем. Ей очень нравилось работать со студентами, и, несмотря на болезнь, она помогала, как могла. На ней было общежитие, документы, расписание. Мы стремились создать оптимальное для студента расписание (зачастую в ущерб преподавателю!), чтобы не было "окон", чтобы не было перегрузки в часах при обязательном на каждом курсе "библиотечном", т.е. свободном от занятий, дне.
Расписание экзаменов составлялось по заявкам студентов, причем сумма экзаменов и зачетов не должна была превышать 10. Мне казалось, что главное в работе декана - создать такие условия, чтобы студенты учились с удовольствием и не было бы этому помех. Меня страшно раздражало, когда проректор по учебной (!) работе чуть ли не каждый день требовал "через полчаса" приставить столько-то человек к лопате, носилкам и прочим орудиям физического труда, лишь два раза в год интересуясь результатами нашего умственного труда.
Нынешние студенты не понимают выражений "общественная работа", "на общественных началах". Это бесплатная работа "во имя общества". Замечательными организаторами всяческой общественной работы на факультете были комсомольские вожаки Люба Егошина и Лена Юшкевич. На "общественных началах" исполняла обязанности замдекана по воспитательной работе Ольга Анатольевна Кутмина, я ей признательна за все хорошее, что она сделала для факультета.
Самые яркие события этого периода - во-первых, приезд проф. Б.И. Осипова, благодаря которому впоследствии была открыта аспирантура и наши выпускники получили возможность "остепениться" в родных стенах; во-вторых, переезд из третьего корпуса, "женского монастыря", во второй, ближе к библиотеке и женихам. 1 сентября 1986 года бывший проректорский кабинет занял новый декан, Б.И. Осипов.
- Борису Ивановичу ОСИПОВУ:
- Осенью 1986 года я начал работать в Омском университете, а летом 1987 году меня избрали деканом филологического факультета. Я никогда не любил административной работы и почти не имел ее опыта, но время было такое, что отсутствие груза административных привычек представлялось скорее плюсом, чем минусом. И когда моя предшественница на посту декана Г.А. Боброва стала настаивать на моей кандидатуре, я задумался. Преподавательский коллектив факультета не казался мне дружным. Шансов стать научным лидером тоже было мало: в исследовательской работе царило разнотемье, комплексные темы были фикцией. Но во всех трех вузах, где я работал прежде, у меня, несмотря на суровость моих научных требований, были очень хорошие отношения со студентами. Эта надежда на студенческую поддержку и побудила меня согласиться.
К сожалению, надежда не оправдалась, а опасения подтвердились. Отношение студентов ко мне осталось вежливо-отстраненным - даже от лучших я мог ожидать разве что безупречной исполнительности. К тому же начался развал комсомола и всех организаций студенческого самоуправления, от стройотрядовских штабов до студсоветов общежитий. Одна только Юля Сальникова, председательница факультетского студенческого профбюро, пыталась что-то делать и помогала мне в решении всяких студенческих вопросов. Не сложились у меня отношения и с советом факультета. Любой, самый простой вопрос вызывал споры, эмоции и загонялся в угол. Конечно, многое я мог делать и без совета, в пределах моих деканских полномочий.
Одним из первых распоряжений я упразднил на факультете кураторство. Когда-то кураторы назначались партийными органами и обязаны были заниматься политическим воспитанием студентов, прежде всего политинформациями. Но к 80-м годам они стали "людьми деканата" - кем-то вроде классных руководителей, с той только разницей, что классный руководитель годами ведет в своем классе уроки и знает учеников, а куратор как преподаватель работал с группой один-два семестра, да и вся остальная специфика вузовской работы делала кураторство одной из самых тягостных для преподавателя нагрузок.
Другой вопрос, который я мог решить без участия совета, - это выделение в расписании библиотечного дня. Дело было нелегкое, но необходимое: без этого все разговоры о повышении самостоятельности студентов - пустая болтовня. А вот когда в 1988 г. райком партии пытался запретить праздновать на факультете 1000-летие крещения Руси, к которому мы активно и увлеченно готовились, без поддержки совета обойтись было нельзя. И надо сказать, что наш совет оказался тогда на высоте.
С помощью совета и методический комиссии было сделано такое важное и большое дело, как разработка концепции нового учебного плана, исходившей из идеи параллельного изучения истории философии, культуры, литературы и языка. Правда, при окончательном утверждении плана эту идею не удалось провести применительно к языку: не все оказались готовы к тому, чтобы преподавать современный русский язык на исторической основе. И все же новый учебный план был существенным достижением факультета.
По инициативе М.П. Одинцовой была предпринята и одобрена советом еще одна принципиально важная для учебного процесса работа - перестройка системы специализации. Желая информировать факультет о работе совета и деканата, я начал выпускать ежемесячную стенгазету "Дневник декана". Рассчитывал я с помощью газеты преодолеть и тот барьер в отношениях со студентами, который был для меня таким неожиданным и досадным. Правда, на "Дневник" реагировали в основном преподаватели. Не оправдался мой расчет, что "Дневник" стимулирует активность студентов-журналистов: попытки выпускать студенческие газеты были, но быстро угасали. Коллеги ехидничали: "Вы у нас единственный журналист". Специализация по журналистике, открытая незадолго до моего прихода в деканат, действительно развивалась с трудом. Для ее преобразования в специальность министерство потребовало прежде всего заключить договоры с управлениями издательств о трудоустройстве выпускников.
Такие договоры были заключены с Омским, Курганским и Новосибирским управлениями. Другим требованием было кадровое обеспечение. Я направил двух человек в аспирантуру по журналистике при Московском университете. Далее, требовалось расширить материальную базу и базу практики. Для решения этих вопросов была создана кафедра журналистики и литературы ХХ века. Увы, все эти усилия оказались напрасными. Рынок лишил смысла договоры. Аспиранты остались в Москве, а новых созданная кафедра не направляла, как, впрочем, не решала и других вопросов перехода к специальности. Да и ситуация в стране в начале 90-х поставила под вопрос само существование СМИ. И я не стал форсировать намечавшееся на 1992 год открытие новой специальности. Потом это дело затянулось на долгие годы.
Весной 1992 г. проректор В.И. Вершинин выступил с инициативой открытия новой специализации - "Русский и иностранный языки". Я поддержал идею, хотя и сказал о необходимости хорошо подготовить ее реализацию. К сожалению, мой преемник на посту декана проявил поспешность, которая создала потом много неоправданных трудностей.
Летом 1992 г. срок моего деканства истек. И хотя факультет благодаря расширению журналистской специализации набирал уже контингент, позволявший декану иметь заместителя, у меня не было ни желания, ни сил оставаться в деканате. Моим преемником стал Р.М.Гейгер, проработавший полтора года.
Я не сказал еще о научной работе на факультете. Здесь удач было, пожалуй, больше, чем на других участках. Тема "Человек. Культура. Слово" начала сплачивать наши научные усилия, это стало давать плоды. Правда, потом литературоведы откололись от лингвистов, но сосредоточение лингвистов вокруг изучения социальных и культурных аспектов языка, в частности его разговорной разновидности, налицо и дает результаты. Большим успехом было и открытие в 1989 г. аспирантуры. Сейчас не проходит ни одного года без кандидатских защит. Научные связи с зарубежными коллегами в конце 80-х - начале 90-х тоже оживились, хотя колебания международной политики мешали и мешают их стабилизации: так, с развалом социалистического лагеря бывшие страны социализма утратили всякий интерес к сотрудничеству с нами, и, например, протокол о сотрудничестве с Софийским университетом, подписанный мной в Софии в 1991 г., не имел никаких результатов.
Если говорить о так называемой общественной жизни филфака в 90-х годах, то самым ярким явлением здесь оказался, несомненно, любительский театр "Престиж", организованный Г.А. Кривозубовой. Подводя итог, скажу, что сделать в те годы удалось-таки немало, но все это далось каким-то уж слишком большим напряжением сил.
- Николаю Николаевичу МИСЮРОВУ:
Филологический факультет - почти ровесник alma mater. Четверть века прошло с тех пор, как открылся Омский университет, образован был гуманитарный факультет. Чуть позже из общего этого корня выделился историко-филологический, а потом и самостоятельный, неподражаемый филфак (с самого начала нам пришлось "самоопределиться" и по отношению к дружественному конкуренту - давно уже существовавшему филфаку пединститута). В стенах изначального, на ту пору единственного корпуса мы все жили дружной семьей года три, пока не стало тесно разросшимся факультетам, новообразовавшимся кафедрам.
Удивительно, но многие из нас, первых студентов разных специальностей, теперь же маститых "преподов", доцентов, профессоров, деканов (и даже есть академики!), так и живут бок о бок. Встречаемся по утрам по дороге в "универ", днем на крылечке одного из соседних корпусов, в обед - на ректоратах и всевозможных заседаниях, под вечер - на зачастивших юбилеях (кто бы из нас тогдашних, молодых, мог подумать о том!). Пиво тоже любим попить иногда вместе; изредка, по правде сказать, по причине суматошной занятости. Наши любимые учителя - "первопроходцы", те, кто, слава Богу, еще с нами, кто все еще беззаветно предан родному Дому - ОмГУ, кто день за днем трудится на пользу науке, учит студентов, теперь - наши старшие коллеги. Вот уж точно прав классик: Куда как чуден создан свет! Пофилософствуй, ум вскружится. Тщеславный, но робкий абитуриент 1975 года, "борзый" студент "исторического" второго набора, блестяще выдержавший вступительные экзамены и немалый конкурс, я уж точно не мог помыслить о том, что в юбилейный год буду писать эти строки в качестве декана своего родимого факультета. Уж простите за наполеонические сентенции (все ж Лев по гороскопу) и не сочтите бахвальством, но, наверное, неспроста я был отмечен знаком пристрастной судьбы. Суровая, но лестная характеристика, некогда данная моей персоне героической Марго - профессором М.В. Кузнецовой (ах, что за женщина была, притом далеко уже не бальзаковского возраста! А нравом настолько "крутая" - хоть святых выноси!), - сыграла свою роль.
"Красный" диплом с отличием подвел итоговую черту под моими студенческими успехами в изучении ономастики на материале русских былин, творчества Константина Федина и гомеровских реминисценций в романах о "потерянном поколении" Ричарда Олдингтона. Я был оставлен при вожделенной кафедре русской и зарубежной литературы.
Очередная "картошка", уборочная страда - "битва за урожай" по законам советского времени, но уже в качестве молодого ассистента. Потом армейская служба в образцовом полку имени славного Ленинского комсомола. Начало афганской войны я встретил в погонах младшего сержанта; как и многие, по дурости написал заявление в патриотических тонах - я, молодой отец едва состоявшегося семейства. Хватило ума у моих отцов- командиров послать меня подальше (не в Кабул, где наш полк строил узкоколейку, а еще подальше - как филолога и знатока великого и могучего русского языка).
Вернулся на родную кафедру в 1982 году, из казармы - в женский коллектив. С головой погрузился в преподавательскую деятельность. Ох, и увлекающая стихия! Каждая лекция - повышение адреналина в крови, каждый час семинара - фунт здоровья долой: любовь студенческой аудитории стоит того. Зато как хорошо! Интересно живем, интеллигенция!
Потом был факультет повышения квалификации Московского университета, встречи с интереснейшими мужами советской науки, некоторые из них обратили на меня, сибиряка, внимание, дали необходимые рекомендации. Окончил аспирантуру при лучшей на весь Союз кафедре истории зарубежных литератур Ленинградского университета, столь славной значительными именами и научными традициями. Питерская школа в филологии - это класс! Я ее питомец, чем и горжусь до сих пор. Защитил успешно диссертацию на мудреную тему в 1987 г., подобно Одиссею возвратился на свою Итаку - в ОмГУ.
Стал доцентом к началу 1990-х, перестроечная эйфория не увлекла меня в политику, но в "начальники" все же выбился. Однако наукой и преподаванием дорожу больше, хотя уже привык быть "слугой царю, отцом солдатам".
Все пережитое за это время университетом, все успехи и достижения, испытания и утраты, и есть наша история. Но филологи - народ своеобразный, если не сказать удивительный, даже среди остальных гуманитариев. Ох, как сложно, но интересно работать на нашем факультете: люди мы все необычные, у каждого свой "конек", "изюминка"! Все ж филология сродни науке поэзии, и "лицедейство" мы понимаем как высокое драматургическое искусство.
Жизнь течет бурно, порой кипит страстями, что впору воскликнуть вслед за Пушкиным: "Не дай мне Бог сойти с ума!" Зато талантами наш факультет судьба явно не обделила! Театральные забавы наши давно вошли в университетские анналы, некоторые постановки все еще вспоминают с превеликим удовольствием участники и счастливцы-зрители. Поэтов хватит на малый союз писателей. В городской и губернской журналистике и публицистике мы прочно утвердили свои позиции. И солидные ученые есть, глубокомысленные мужи и дамы, просто увлеченные филологией, замечательные педагоги и пр. Студентами иными гордимся. Многие давние и недавние выпускники стали признанными профессионалами, мастерами своего дела. Поэтому история филологического факультета хранит и "преданья старины глубокой", и "дней минувших анекдоты", и немые свидетельства нашего славного пути - в виде множества печатных трудов.
Как нынешний декан и некогда выпускник любимого факультета должен сказать, что нам есть что вспомнить и есть чем гордиться. Филфак, отпрыск гуманитарного, а потом историко-филологического факультета, теперь же самостоятельный и один из престижных университетских факультетов за эти годы крепко встал на ноги, динамично развивается. Мы видим свои недостатки, работаем над их устранением, видим и перспективы, стремимся не отставать от других. Филологи компьютеризировались, обзавелись кое-какой новейшей техникой, вот-вот приобщимся к информационным безднам Интернета. Мы создали на базе словарного кабинета неплохую собственную библиотеку, всячески поддерживаем заработанными средствами библиотеку общеуниверситетскую. Эпизодически, но поддерживаем связи с зарубежным миром.
Факультет разросся, студентов стало намного больше, чем не так уж и давно - 400 с лишним человек (раньше же - не более 230-250), преподавателей и сотрудников - свыше 40 (а когда-то 20-30). Существует аспирантура, многие аспиранты уже успешно защитились, ныне обучающихся - свыше 10 человек. Прибавилось докторов наук, заметно возросло число кандидатов наук и доцентов. Возрастной состав факультета обнадеживает: есть кому передавать богатый накопленный опыт, есть кому его перенимать и развивать факультетские традиции дальше.
Хвала ветеранам, спасибо вам, наши учителя и наставники! Успехов молодым и честолюбивым! Дерзайте студенты! Мы все трудимся на благо своей страны, родного факультета, во имя собственного благополучия.