Вестник ОмГУ | Выпуск | Тематика | Литература |
Вестник Омского университета, 1999,
Вып. 1. С. 56-62. © Омский государственный университет, 1999 |
УДК 947:951/959(510) |
В.С. Мясников
Институт Дальнего Востока: Russia-China
Center (RCC)
117218, Москва, Нахимовский пр., 32
Получена 7 сентября 1998 г.
Окончание. Начало см. вып. 4 / 1998 г.
The author considers to contact between Russia and China on the modern period. |
На пороге новой структуры международных отношений
Рассматривая проблемы взаимоотношений России с Китаем в XXI веке, мы должны учитывать многие факторы, но в первую очередь становление новой структуры международных отношений в мире в целом и в АТР в частности. Визит российского Президента в Китай является элементом качественно новых сдвигов во всей системе межгосударственных отношений в Восточной Азии, рассматриваем ли мы их четырехугольную или трехугольную конфигурацию. Для нас важны позиция США в отношении России, СНГ, Китая, АТР; позиция Японии в отношении России, СНГ, Китая, АТР; то, как ведет себя Объединенная Европа и ее лидирующие державы в АТР; а также, разумеется, позиция Китая в отношении России, СНГ, АТР.
Для США позиция в отношении России, СНГ,КНР является составной частью их общего курса на глобальное доминирование.
Важнейшей стратегической целью в области политики является недопущение роста сил, которые могли бы составить конкуренцию американскому господству и поэтому интерпретируются как "враждебные США". Такой силой был Советский Союз. Ныне угрожающими интересам США рассматриваются интеграционные процессы на постсоветском пространстве.
Что касается экономической стратегии, то она нацелена на расширение доступа США к ресурсам экономик России, стран СНГ и АТР. Это подтвердили прошедшие в июле 1997 г. слушания в Комитете по иностранным делам американского сената, посвященные политике Вашингтона в отношении "восьми новых независимых государств Закавказья и Средней Азии" - Грузии, Армении, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Туркмении, Киргизии и Таджикистана.
Главный вывод, к которому пришли участники обсуждения: упомянутые республики становятся сферой приоритетных интересов США. Это обусловлено прежде всего богатейшими нефтяными и газовыми месторождениями Каспийского моря, сопоставимыми с природными ресурсами Персидского залива. Основными конкурентами для себя США считают здесь Россию и Иран, а в качестве потенциальных союзников или орудия своей политики видят Турцию.
США в последние годы, сделав АТР главным стратегическим направлением своей внешней политики, скорректировали свой подход к Китаю. Собственно, речь идет об изменении методов реализации стратегического курса. От попыток силового давления под флагом развития демократии, соблюдения прав человека и стимулирования рыночной экономики администрация Клинтона перешла к тактике "вовлечения" Китая в конструируемую ими систему международных отношений.
Все более важным аспектом китайско-американских отношений становится тайваньская проблема. Без выхода на новый уровень взаимодействия Китая с США мирное объединение Тайваня с материком представляется весьма проблематичным, хотя оно и является внутренним делом китайского народа.
Не последнюю роль в китайско-американском сближении сыграл и тот факт, что хотя в целом экономика КНР за первые б месяцев 1997 г. увеличила объем ВВП на 9,5% по сравнению с тем же периодом прошлого года, однако объем обещанных иностранных инвестиций в китайскую экономику (23,6 млрд. дол.) оказался на 48,7% ниже показателя 1996 г. Даже с учетом того, что реальные капиталовложения (20,7 млрд.дол.) на 5,5% превышали результаты предыдущего года, некоторые эксперты заговорили об угасании инвестиционного бума вокруг китайской экономики.
Китайское руководство, как это выявилось в ходе визита Наян Цзэминя в Вашингтон, также меняет свой проводившийся в последние годы курс ("острием против острия") в отношении США на конструктивное стратегическое взаимодействие. Конфигурация нового этапа отношений КНР с США стала более четко просматриваться к концу прошлого года после встречи на высшем уровне и проведения XV съезда КОК в КНР. Обе стороны договорились о стремлении к налаживанию отношений "конструктивного стратегического партнерства". Стороны создали механизм стратегического диалога в верхах и обеспечили важные гарантии разрешения разногласий, избежания противоречий и даже антагонизмов.
В какой-то степени США подтолкнули к нормализации и шаги Японии. В августе 1997 г. на заседании Общества экономических единомышленников в Токио премьер-министр Японии Р. Хасимото предложил новую концепцию внешней политики страны, которую назвал "Евразийской дипломатией". Основная цель предложенной концепции заключается в расширении и укреплении связей с Россией, странами СНГ и Китаем.
Необходимость такого шага вытекает из новых условий, складывающихся в мире. Главное из них, по мнению Хасимото, "исчезновение коммунизма как цели, к которой следует стремиться, что дало возможность направить многие страны в сторону либеральной рыночной экономики". Пришло время, не признающее национальных границ, и международные корпорации стали сами выбирать страны, в которых они хотели бы работать. Все это привело к срочному пересмотру устаревших стереотипов, открытию для Японии новых рынков. В этой связи первоочередной задачей становится урегулирование отношений с соседями.
Для кардинального улучшения отношений с Россией Р. Хасимото предложил три принципа: доверие, взаимная выгода и долгосрочные перспективы. По мнению Хасимото "японо-российские отношения выявляют самое большое опоздание в развитии". В области экономики Хасимото предложил экономическое сотрудничество с Россией развивать в строго определенных отраслях. Япония уже готова содействовать развитию энергетики Сибири и Дальнего Востока. Это отвечает интересам обеих стран и АТР в целом. Совместные проекты по добыче нефти и газа на Сахалине, строительство газопроводов в Якутии и Иркутской области. Так, японская сторона выразила готовность принять самое активное участие в реализации проекта освоения Ковыктинского месторождения природного газа в Иркутской области и прокладке газопровода в КНР, Южную Корею и Японию.
Еще в ходе саммита в Денвере стороны договорились о проведении неформальной встречи Б. Ельцина с Р. Хасимото. В Красноярске эта договоренность была реализована. Итоги "красноярской рыбалки" превзошли все ожидания: начали работать над тем, чтобы к 2000 году снять в своих отношениях все осложняющие проблемы и выйти на подписание политического договора. Установлена прямая линия связи между Кремлем и резиденцией японского премьера. Грандиозные экономические проекты волнуют деловых людей не только в России и Японии, но и в третьих странах. Красноярские договоренности получили новое развитие в ходе визита Б.Н. Ельцина в Кавано в апреле 1998 г.
Лидеры европейских государств, особенно Г. Коль и Ж. Ширак в ходе визитов в КНР, Японию и другие страны АТР сумели усилить позиции Европы в регионе. Это касается и внушительных экономических проектов, и растущего политического влияния Объединенной Европы, которая вступила в диалог о модели будущих взаимоотношений с государствами Азии. Очередной тур обмена мнениями прошел в Лондоне весной 1998 г. Нам представляется, что европейский фактор будет играть возрастающую роль в АТР в XXI веке как в экономике, так и в политике.
Новые факторы и проблемы, определяющие перспективы отношений России с Китаем.
Смена глав правительств в КНР и РФ весной 1998 г., напряженная социально-политическая и экономическая обстановка в России, в том числе в связи с утверждением бюджета на текущий год, нестабильное положение на Северном Кавказе и в Таджикистане, перманентные забастовки и антиправительственные выступления шахтеров Кузбасса и Дальнего Востока, стихийные бедствия в ряде районов России - все это не может не отразиться на поступательном развитии российско-китайских, особенно торгово-экономических отношений.
Есть основания утверждать, что с уходом Ли Пэна и вступлением в должность нового премьера Госсовета КНР Чжу Жунцзи, известного своим тяготением к США и Западу, в политике КНР могут произойти определенные коррективы в сторону более прохладного и даже жесткого отношения к России, перевода этих отношений на сдержанно-официальную и прагматическую основу. В этих условиях особую значимость приобретают такие факторы, как твердое соблюдение достигнутых договоренностей на различных уровнях и своевременное выполнение взятых на себя обязательств по договорам и соглашениям.
Первоочередной задачей для российской стороны в отношениях с Китаем является реализация принятого правительствами обеих стран курса на равноправное доверительное партнерство, направленное на стратегическое взаимодействие в XXI веке. Для этого необходимо проявлять не только желание, но и твердую волю, последовательно и настойчиво добиваться выполнения принимаемых решений.
Россия придает особое значение установившейся системе регулярных ежегодных встреч Президента РФ и Председателя КНР, а также глав правительств двух стран. В ходе этих встреч принимаются основополагающие решения, определяются основные направления развития двусторонних отношений. Необходимо укреплять и совершенствовать эту полезную для обеих стран систему регулярных встреч на высшем уровне.
Весьма эффективной является существующая система консультаций по линии МИД двух стран в согласовании позиций сторон по конкретным политическим и международным проблемам. В случаях срочных вопросов есть хорошая возможность использовать установленную "горячую линию" правительственной связи между Москвой и Пекином.
С учетом накопленного опыта и успехов в урегулировании пограничных проблем соответствующим пограничным комиссиям и группам двух стран следовало бы продолжить эту работу и на базе соглашений 1991 и 1994 гг. подготовить и подписать новый Договор о границе между РФ и КНР. Нерешенность вопроса о принадлежности островов у Хабаровска и на Аргуни - мина замедленного действия, и ее надо устранять. Лучше это делать в спокойной, мирной обстановке.
Экономические и торговые отношения двух стран на практике заметно отстают от достигнутой в верхах высокой степени политического согласия и взаимопонимания. Здесь сделаны лишь первые, хотя и очень важные шаги. Россия и Китай в основном завершили формирование каркаса договорно-правовой базы сотрудничества в различных областях. В декабре 1996 г. был создан механизм регулярных встреч глав правительств РФ и КНР. Работает российско-китайская комиссия по торговому, экономическому и научно-техническому сотрудничеству. В ноябре 1997 г. подписан Меморандум о взаимопонимании по основным направлениям экономического и научно-технического сотрудничества, в котором в общей форме отражены пожелания и намерения сторон.
По мнению сторон, на современном этапе важными, если не главными составляющими российско-китайского экономического сотрудничества становятся электроэнергетика, газовая и нефтяная промышленность. Подписаны соглашения о реализации долгосрочных планов строительства газо- и нефтепроводов из Иркутской области и Западной Сибири в Китай, контракт на строительство Ляньюньганской АЭС. Есть планы строительства ЛЭП для переброски электроэнергии из Иркутской области в Китай, разработки газовых месторождений на территории Китая, строительства углепроводов в КНР на основе российской технологии, программа сотрудничества в области транспорта, гражданской авиации, создания совместных предприятий.
Подписано межправительственное торговое соглашение на 1997-2000 rr. Создан российско- китайский комитет по приграничному и межрегиональному торгово-экономическому сотрудничеству, будет создана на границе Читинской области зона беспошлинной торговли; готовится договоренность о временной трудовой деятельности граждан двух стран, т.е. контролируемой трудовой миграции.
В рамках совместной комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств образуются межправительственные подкомиссии по торгово-экономическому, научно-техническому сотрудничеству в области энергетики, ядерной энергетики, транспорта во главе с руководителями соответствующих министерств и ведомств. Обсуждаются вопросы создания в России совместно с КНР зоны технико-экономического развития, ассоциации машиностроительных предприятий, в том числе по сборке большегрузных автомобилей "Урал", производству в Китае российских комбайнов и т.п. Словом, проведена большая организационная работа по созданию системы взаимодействия и подготовке соглашений по широкому спектру торгово-экономического сотрудничества. Однако, к сожалению, на практике большинство из этих соглашений, планов и договоренностей выполняются с большим напряжением или не выполняются вовсе. Так, намерения сторон довести товарооборот между двумя государствами в 2000 году до 20 млрд. долларов оказались явно невыполнимыми. Более того, в 1997 г. двусторонняя торговля составила 6 млрд. долларов, т.е. по сравнению с 1996 г. снизилась на 1 млрд., а в первом квартале 1998 г. уменьшилась еще на 5% по сравнению с 1997 г. Китай из-за отрицательного сальдо в торговле с РФ ввел ограничение на ввоз черных металлов и удобрений из России, а РФ, в свою очередь, сократила закупки товаров ширпотреба из Китая.
Россия проиграла тендер на поставку энергооборудования для ГЭС "Санься", а предполагаемые доходы от поставки оборудования для АЭС в Цзянсу в сумме 2 млрд. долларов в течение шести лет не компенсируют утрат. Из-за финансовых трудностей сократился объем взаимных инвестиций двух стран, без чего нельзя ожидать расширения торгово-экономического сотрудничества.
В целом Россия пока еще не готова выступить в качестве равноправного, экономически сильного партнера Китая. Для выхода из этого положения российской стороне необходимо четко определить основные приоритеты во внешнеэкономической политике с Китаем и сосредоточить усилия и средства на развитии таких перспективных направлений, как энергооборудование, машиностроение, авиационная, космическая, атомная промышленность, развитие конверсионных производств, наукоемких отраслей, представляющих интерес для Китая. Но для стартового момента было бы желательно получить крупные инвестиции извне.
В целом российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество переживает сложный переходный период развития. Именно сейчас закладывается фундамент экономических отношений между двумя странами на следующее столетие. От обеих сторон зависит, сумеют ли они справиться с этой задачей. Проблемы взаимной безопасности сейчас находятся под постоянным контролем руководства обеих стран, сознающего необходимость и впредь укреплять взаимное доверие, развивать дружественные отношения между российской и китайской армиями, военное сотрудничество в обоюдных интересах.
Проблемы экологии также являются общими для стран-соседей: России и Китая. Таежные леса Дальнего Востока и Восточной Сибири - это легкие не только России, но и большой части Китая. Ежегодные массовые пожары в тайге - бедствие для обеих стран. Следовало бы более серьезно изучить вопрос о сотрудничестве двух стран в тушении этих пожаров и их предупреждении (помощь людьми, техникой и т.п.).
Для налаживания подлинно добрососедских, дружественных отношений необходимо не только полное взаимопонимание руководства двух стран, но и, что не менее важно, взаимопонимание и взаимоуважение между гражданами обеих стран. В этом отношении велика роль Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития (Комитет XXI века), ОРКД и ОКРД. Организация дней культуры, гастроли артистов и ансамблей, кино, театр, телемосты, специальные радио- и телепередачи и т.п. - все это должно способствовать укреплению заинтересованного, уважительного отношения народов России и Китая друг к другу, содействовать воспитанию молодого поколения в духе преемственности традиций дружбы и сотрудничества между двумя великими народами-соседями.
История российско-китайских и советско-китайских отношений переживала взлеты и падения, много как положительных, так и негативных, и даже трагических событий. В настоящее время, по нашему мнению, ученым-историкам обеих необходимо объективно исследовать историю этих отношений в уходящем XX веке, не допуская как ненужного восхваления и эйфории, так и нигилизма или преднамеренного очернительства. Этому могло бы способствовать издание сборников (в том числе двусторонних) документов, хранящихся в архивах РФ и КНР, и исторических исследований русских китаеведов.
Объективное и взвешенное изложение истории российско-китайских отношений может во многом способствовать правильному восприятию ее новым молодым поколением, не испытавшим всех перипетий истории, уроки которой должны быть хорошо усвоены при определении политики обеих стран на будущее.
С учетом геополитических факторов Россия и Китай могут осуществлять стратегическое партнерство в отношениях со странами Центральной Азии - бывшими республиками СССР. Яркой демонстрацией этого было подписание пятью странами в Шанхае в 1996 г. Соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы и еще более масштабного Соглашения той же пятерки в Москве в 1997 г. о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы.
Весьма перспективным может быть взаимодействие этих стран в политической области (поддержание стабильности и сдерживание агрессивного напора исламских экстремистов и террористов в Центральной Азии) и в торгово-экономическом сотрудничестве (нефть, газ, хлопок, "шелковый путь" и т.п.) с учетом интересов всех сторон.
Заключение
С точки зрения геополитики для России в ходе реализации шестой модели отношений стратегическое партнерство с Китаем несет в себе две функциональные задачи: во-первых, предостеречь третьи страны от активной, наступательной в отношении России политики, посягающей на ее национальные интересы, во-вторых, снизить вероятность обострения отношений РФ с КНР.
Стратегическое партнерство, второе по значимости после союзнических отношений, имеет ряд преимуществ: 1) в отличие от союзничества оно не предполагает для России какой-либо ответственности за действия Китая и серьезных, ограничивающих свободу маневра обязательств перед ним; 2) оно повышает уровень доверительности в российско-китайских отношениях; 3) через призму "геополитических многоугольников", оно стимулирует другие державы подтягиваться в связях с Россией и Китаем до этого высокого уровня отношений ( последнее обстоятельство, в целом, более выгодно КНР, но и Россия получает определенные дивиденды, вытекающие из заинтересованности других держав не допустить дальнейшего российско-китайского сближения). Необходимо оговориться, что реализация всех перечисленных выше позитивных моментов возможна лишь при активной и умелой повседневной дипломатической поддержке.
"Россия сосредоточивается" - это выражение принадлежит одному из наиболее известных русских дипломатов XIX века князю А.М. Горчакову, 200-летие со дня рождения которого широко отмечалось в 1998 г. Он возглавил МИД России 15 апреля 1856 г., практически через месяц после подписания Парижского мирного договора (18 марта 1856), зафиксировавшего печальные и позорные для России итоги Крымской войны. В течение 25 лет он, министр, реализовал в международных отношениях принцип стабильности внешней политики России и принцип верховенства ее в европейских делах.
Сосредоточиться в отношениях России с Китаем означает попытку сконцентрировать усилия на чем-то главном, а именно на том, что позитивный исторический опыт межцивилизационных, межгосударственных связей значительно превышает негативные моменты, иногда возникавшие в прошлом между Россией и Китаем. Россия и Китай имеют устойчивые традиции добрососедских отношений в области дипломатического, экономического и культурного взаимодействия; их нужно продолжать углубленно изучать.
Для развития российско-китайского сотрудничества на международной арене существуют весьма благоприятные факторы, которые необходимо продолжать использовать. Оба государства, установив между собой отношения на основе добрососедства, дружбы и сотрудничества, выступают против силовой политики, за справедливое решение международных проблем. РФ и КНР - соседи в Азии со сходными, по крайней мере краткосрочными, и частично среднесрочными интересами, соответственно, они могут стать гарантами спокойствия в сопредельных странах, а значит, существенно сузить поле влияния американской дипломатии в Евразии.
Сотрудничество России и Китая на международной арене на краткосрочную и среднесрочную перспективу приобрело стабильный и долговременный характер.
Сформировалось пять крупных блоков такого сотрудничества: 1) государственные отношения качественно нового типа, основанные на добрососедстве, доверии, дружбе и сотрудничестве; 2) встречи и диалоги лидеров на высшем уровне, носящие регулярный характер; 3) сотрудничество министерств обороны обеих стран с целью обеспечения взаимной безопасности и принятия мер доверия в военной области; 4) торгово-экономическое и научно-техническое сотрудничество (работает Российско-китайская комиссия, подписан ряд соглашений); 5) регулярные консультации по линии министерств иностранных дел, совместное обсуждение и урегулирование международных проблем.
Сотрудничество в этих отраслях должно развиваться и совершенствоваться с учетом изменения политической ситуации как в России, так и в Китае, а также с учетом модификации и совершенствования различными политическими силами России понятия национальных интересов и, соответственно, возможности формирования консенсуса в российском обществе на этом направлении.
Россия и Китай, будучи постоянными членами Совета Безопасности ООН, считают при этом необходимым осуществление реформ в этой международной организации, приведения ее в соответствие с существующим реальным положением в мире. Однако эти реформы должны осуществляться постепенно, с серьезной подготовкой с целью способствовать развитию мира на основе равноправия всех стран, больших и малых, выступать против силовой политики. Такое направление расширяет возможности сотрудничества России с государствами незападной коалиции, одновременно открыто не противопоставляя свою политику политике западных стран.
Россия и Китай могут и должны сотрудничать в различных сферах - в политике, экономике, вопросах безопасности, согласовывая свои позиции по дипломатическим каналам. Защищая свои интересы, Россия и Китай поддерживают справедливые требования и права малых, слаборазвитых государств, что, соответственно, повышает возможности российской экономической деятельности в этих странах. При этом необходимо акцентировать внимание на том, что международное сотрудничество России и Китая не направлено против третьих стран; конструктивное сотрудничество России и Китая ведет прежде всего к оздоровлению международных отношений, ослаблению конфронтации, решению возникающих проблем политическими, а не силовыми методами.
Сотрудничество России и Китая в региональной политике также может быть полезным и плодотворным. В настоящее время конфликты и войны в отдельных регионах мира стали разрастаться. Они все больше расшатывают международную обстановку. Расширение блока НАТО и его продвижение на восток вызывает определенное опасение. В региональном плане возможность возникновения новых локальных войн и конфликтов, в том числе на национальной и религиозной основе, увеличивается. Образовывается своего рода дуга напряженности от Балкан до Кореи. Актуальным является вопрос о разработке региональных систем и подсистем коллективной безопасности в Центральной, Средней, Южной и Северо-Восточной Азии, в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В вопросе создания региональных систем коллективной безопасности надо действовать постепенно, шаг за шагом, переходить от двусторонних к многосторонним соглашениям, от простого к сложному. Предложения и концепции по безопасности в АТР, исходящие от наших двух стран, основаны на том, что все государства равны в своих правах, ни одна из сторон не будет стремиться к гегемонии, каждая получает гарантию безопасности для своего мирного развития. В вопросах коллективной безопасности необходимо также полное согласие малых и средних стран. Развитие двусторонних российско-китайских отношений должно читывать прежде всего американский и японский факторы. В продолжающем сохраняться военно-политическом треугольнике сил США-Россия-Китай отношения между Россией и Китаем пока глубже и теснее, чем отношения каждой из этих стран и США. Это создает для России определенные краткосрочные и среднесрочные дипломатические выгоды. В перспективе в четырехугольной фигуре отношений США-Япония-КНР-Россия возможно возникновение треугольника Россия-КНР-Япония, что объективно будет расширять поле для маневра российской дипломатии.
В XXI веке АТР станет новым и, возможно, одним из основных центров экономического и политического развития мира. Важную роль в этом центре призваны сыграть Россия и Китай. От того, как будут развиваться их партнерские отношения и как на это партнерство будут реагировать другие ведущие державы, прежде всего США и Япония, во многом зависят будущие конфигурации международных отношений.
Развитие сотрудничества между Россией и Китаем, курс на конструктивное партнерство, обращенное в XXI век, отвечают интересам обеих стран. Жизнь показала, что потенциал сотрудничества России и Китая, а также формы и методы его далеко не исчерпаны; однако для России глубоко небезразличен тот или иной вариант развития Китая. Положительные тенденции в этом процессе будут способствовать углублению отношений конструктивного партнерства, взаимодействию в интеграционных процессах в ATP, особенно в Северо-Восточной Азии. Нельзя, однако, исключать и негативные тенденции в отношениях между двумя странами в случае опасного усиления демографического и экологического давления со стороны Китая, его возможных попыток превратить Россию в монопольную сферу собственной товарной экспансии, "перелива" в ее восточные районы рабочей силы из соседних густонаселенных китайских провинций.
Особое значение для России, прежде всего для Сибири и Дальнего Востока, приобретает высокая заинтересованность в сотрудничестве со стороны Северо-Восточного Китая (Дунбэй), которая, судя по всему, сохранится и в будущем. Сегодня этот регион (некогда один из наиболее развитых в Китае) переживает своего рода кризис, связанный с обилием здесь наиболее трудно реформируемых крупных государственных предприятий тяжелой промышленности. Заметно отстает регион и по иностранным инвестициям. Между тем экономический комплекс Дунбэя активно стремится к налаживанию широкого международного сотрудничества.
Нормальное, здоровое развитие экономики КНР отвечает интересам России, хотя сегодня способность нашей страны влиять на развитие ситуации в Китае крайне ограничена, В частности, для России, с ее материальными, людскими, техническими ресурсами, едва ли возможна сколько-нибудь длительная конфронтация с Китаем (необходимость обращения к которой теоретически может быть продиктована социально-экономическим крахом в Китае или, напротив, ярко выраженным экономически агрессивным вариантом его развития). Поэтому в принципиальном плане курсу на конструктивное партнерство с Китаем у России нет альтернативы.
Разумеется, при любом, самом оптимистическом варианте социально-экономического развития Китая даже в среднесрочной перспективе отношения между нашими странами не будут беспроблемными. Главную трудность в развитии экономических и иных связей составляют политическая нестабильность, организационно-хозяйственная неразбериха в России. Китай, в свою очередь, является нелегким партнером, чрезвычайно упорно и настойчиво отстаивающим собственные интересы, неохотно идущим на уступки, но и способным одновременно на разумные компромиссы, особенно по стратегическим соображениям.
[1] | Jonson A. Chalmers. The Empowermwnt of Asia. Pacific Rim Report // University of San Francisco. Center for the Pacific Rim. No 1. 1997. June. P. 4. |
[2] | Подробнее см.: Ларуш Л. Физическая экономика. М.: Научная книга, 1997. |
[3] | Чжан Чантай. Итоги развития ситуации в АТР в 1997 г.// Гоцзи чжаyьлюэ яньцзю. 1998. No 1. С. 20-25. |
[4] | Jonson A. Chalmers. P. 4. |
[5] | Там же. |
[6] | Сюань Чжэн. Большой АСЕАН и тенденции к многополюсности в АТР // Гоцзи чжанлюэ яньцзю. No 1. 1998. С. 29-32. |
[7] | Китай. Китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы (Москва, 7-9 октября 1997 г.). М., 1997. Ч.1. С. 138. |
[8] | АнтиНАТО. Новая идея российской геополитики. Тактика и стратегия на современном этапе. С.6-7. |
[9] | Там же. С.19-25. Эта же идея проводится и в вышедшей в конце 1997 г. книге: Митрофанова А.В. Шаги новой геополитики. М., 1997. С. 187-189. |
[10] | Михеев В.В. Гамбит
"анти-НАТО" и политика России на Дальнем
Востоке // Проблемы Дальнего Востока. 1997. No 5. C. 31-43. |
[11] | Юй Суй. О расширении НАТО на Восток и безопасности в АТР // Тайпинян сюэбао. 1997. No 4. C.37-44. |
[12] | Послание Президента Российской Федерации федеральному Собранию. М., 1997. C.57. |
[13] | Там же. |
[14] | Российские вести. 1997. 17 дек. |
[15] | Там же. |
[16] | Текст Декларации см.: Проблемы Дальнего Востока. 1997. No 3. |
[17] | Сюн Гуанкай. Ретроспективный и перспективный взгляды на развитие международной ситуации // Гоцзи чжаньлюэ яньцзю. 1998. No 1 C. 1-2. |
[18] | Аlastair Iain Johnston/ Cultural Realism/ Strategic Culture and Grand Strategy in Chinese History // Princeton University Press. Princeton, New Jersey, 1995 |