Вестник ОмГУ Выпуск Тематика Литература

Вестник Омского университета, 1997, Вып. 4. С. 57-60.
© Омский государственный университет, 1997
УДК 930.093

Журналы Тобольского губернского правления как исторический источник

Н.В. Гриценко

Тобольск, Тобольский государственный историко-архитектурный музей заповедник

Получена 27 мая 1997 г.


The article is devoted to informative features of important source on history of administration in Siberia region of XIX-beginning of XX centuries.

Тобольское губернское правление, возникнув с образованием Тобольской губернии в 1797 г., завершило свою деятельность в 1895 г. На протяжении почти столетнего периода существования не раз менялось положение этого губернского учреждения во властной вертикали управления. С 1797 г. по 1803 г. Тобольское губернское правление, находясь под руководством губернатора и подчиняясь непосредственно Сенату, представляло верхний уровень сибирского управления. Координируя действия отраслевых учреждений, оно практически управляло всей губернией. В 1803 г. с подчинением вновь учрежденному Сибирскому генерал-губернаторству Тобольское губернское правление, потеряв ряд своих полномочий, переместилось на второй уровень местного управления.

Реформа 1822 г., создав особые сибирские учреждения, способствовала известной рационализации управления. Тобольское губернское правление, оказавшись в зависимости не только от Главного управления Западной Сибири, но и от Общего губернского управления, заняло в качестве административно-полицейского органа равноправное положение в ряду прочих отраслевых учреждений губернии. Отойдя от общих начал губернского управления в 1823 г., сибирские учреждения начинают к ним постепенно возвращаться уже с начала 60-х годов XIX в. Одним из показателей завершения этого процесса и стала ликвидация Тобольского губернского правления, дела которого с 1895 г. вошли в единую сеть Общего губернского управления.

Первоначально Тобольское губернское правление функционировало на основах, заложенных в 1775 г. в "Учреждении для управления губерний Всероссийской империи". Исходя из этого закона, в правлении производились "все дела исполнительные и скорого отправления и приказания требующие". В бесспорных вексельных или контрактных делах в ответ на жалобы от губернского правления требовалось понуждение. В спорных случаях дела отсылались на решение в другие инстанции. В компетенцию губернского правления изначально входило также наложение ареста на имение за долги по приговору суда, понуждение подчиненных мест и обнародование указов по губернии [1]. В "Учреждении" особо подчеркивалось, что "губернское правление наряду есть с коллегиями". Оно имело свое присутствие, в которое входил губернатор на правах председателя и два советника. После каждого заседания в канцелярии правления составлялось журнальное постановление в нескольких статьях, раскрывающих круг вопросов, решенных в присутствии. Начальная делопроизводственная форма журналов с небольшими новшествами сохранилась до 1857 г. Каждый журнал начинался с обозначения даты заседания и сообщения лиц, бывших в присутствии. По окончании рассуждений следовал приказ, а затем подписи всех присутствующих, секретаря правления и пометка прокурора: "просмотрено" (с 1823 г. - "читал"). За рамки журнала выходило сообщение о том, сколько статей "слушав, опробовали и подписали" и за какое число. Эта информация скреплялась подписью протоколиста. До 1822 г. журнал подписывался в тот же день, позже после заседания стали подписываться предшествующие постановления. В 1840-е гг. журнал подписывался уже спустя 2 - 5 дней.

Журнальная страница делилась на три графы. Основная (первая) часть, которая никак не наименовалась, была занята изложением существа дела. Во второй фиксировалось, когда "протоколы креплены", и в третьей - "когда указы посланы". Указом 1855 г. в старую форму журналов вносится изменение: "для отметок исполнения по постановлениям, записываемым в шнуровой книге, прибавляется в ней графа" [2]. Указанное новшество вводится в журнальные постановления Тобольского губернского правления только в 1857 г. Оно решительно изменяет их форму. Привычные, занимающие половину страницы журнала, сообщения о присутствующих лицах были заменены кратким определением принадлежности журнала к тому или иному отделению и столу с обозначением даты. Сами журналы теперь начинались с аннотаций, кратко объясняющих существо дела. Последнее обстоятельство, значительно облегчившее анализ тематики журналов, особенно важно для историков.

Если первоначально шнуровые книги брошюровались из постановлений за один месяц, то начиная с 1822 г. количество их увеличилось вдвое. На каждый месяц теперь составлялось два тома. Об увеличении делопроизводства говорит и рост объема шнуровых книг. Так, оформление 9 журналов за вторую половину апреля 1824 г. заняло 830 страниц [3], а в 1828 г. в двух томах журнальных постановлений за февраль насчитывалось уже 4600 страниц [4]. Объем делопроизводства начинает несколько уменьшаться только в 1840-е гг.

Значительный объем шнуровых книг, как и брошюровка журнальных постановлений по хронологическому принципу, а не по роду дел, думается, являются главной причиной, затрудняющей работу с ранними документами губернского правления. Единственным ориентиром в разнородной информации постановлений может служить достаточно четкая структура каждого журнала. Из решенных статей формировались разделы со следующими заголовками: указы (от мест высших), сообщения (от мест равных), рапорты (от мест подчиненных), прошения (от частных лиц) и, наконец, доклады, в которых обсуждались результаты некоторых принятых постановлений. Так как в основу журнальной структуры был положен принцип подчиненности учреждений и лиц, то в начале каждой статьи всегда указывалось инициативное лицо, возбудившее дело. В целом эта структура сохранилась до 1860 г.

В 1823 г. она вошла составной частью в новое разделение дел губернского правления по отделениям и столам. Принцип группировки статей в журналах по роду дел, т.е. по отделениям и столам, хотя и начинает устанавливаться, но преобладает старый принцип. Так, указ Сената, хотя и относился к делам второго отделения губернского правления, но помещался в журнале ранее губернаторского предложения, проходившего по первому отделению [5].

Признаки нового, тематического принципа в составлении шнуровых книг впервые проявляются после реформы 1822 г., когда появляется отдельная книга секретных дел. В 1842 г., когда журналы 4-го отделения Тобольского губернского правления (экспедиция о ссыльных) начинают брошюроваться в одну годовую книгу, опыт этот был продолжен. Окончательная реорганизация журнальной структуры произошла только в 1860 г., начиная с которого каждая шнуровая книга соответствует определенному столу и отделению, т. е. группирует дела исключительно по их роду. Опираясь на статьи "Учреждения управления сибирских губерний и областей", распределяющие дела губернских правлений по отделениям [6], историк может более успешно работать с журналами Тобольского губернского правления за 1860 - 1895 гг., чем за более ранний пеpиод.

В Тобольском архиве указанные документы сохранились практически за весь период существования правления: выборочно за конец XVIII в. (одна книга за июль 1797 г. и четыре - за 1799 г.) и за небольшим исключением за XIX в. Как исторический источник журналы Тобольского губернского правления способны дать исследователю самую разнообразную информацию. Простое наблюдение за изменением формы, структуры и объема журналов и шнуровых книг дает важный материал для изучения специфики делопроизводства канцелярии правления, дела которого по "Сибирскому учреждению" не были разделены на коллегиальные и единоличные (ст. 238, 412) и, следовательно, все решались в присутствии. Таким образом, журналы, характеризуя Тобольское губернское правление как коллегиальный орган, раскрывают весь круг его деятельности.

Изменение форм делопроизводственной документации не только определялось свыше, но могло происходить и по инициативе самого правления. Так, в 1824 г. председатель Тобольского губернского правления коллежский советник Н.В. Жуковский выдвинул новый проект регистратуры дел. Недовольный тем, что "описи, имеющиеся в столах, означают токмо одно содержание дела кратко", он предложил ввести настольные регистры, в "коих означался бы весь ход дела с самого его начала" [7]. Предложение Н.В. Жуковского, одобренное Главным управлением Западной Сибири, вскоре позволило ввести в правлении точную отчетность о числе дел решенных и нерешенных. Но губернатор А.М. Тургенев по-прежнему критиковал губернское правление "за отсутствие должной поспешности". Отмечая, что на каждый присутственный день не приходится даже по четыре решенных дела, он требовал представления не только срочных ведомостей о решенных и нерешенных делах, но и "каждомесячных именных ведомостей". Последнее из-за недостатка канцелярских служителей и большого количества дел (более трех тысяч в год) оказалось губернскому правлению не под силу" [8].

Сведения о делопроизводстве не только губернского правления, но и подвластных ему полицейских мест дополняют материалы ревизий, которые до 1860 г.pазмещались в разных шнуровых книгах в разделах "Указы", "Сообщения" или "Доклады", а затем подшивались к делам 1-го стола 1-го отделения.

С открытием в 1853 г. при МВД особого комитета по сокращению переписки начинается новая кампания упрощения делопроизводства [9]. Но все мероприятия, направленные к этому, оказались бы безрезультатны, не окажись на местах предприимчивых чиновников. Ревизия, проведенная председателем губернского правления делопроизводства первого отделения, показала неплохой результат: к 1 января 1860 г. за отделением осталось нерешенным всего 331 дело, тогда как двумя годами ранее такое количество дел числилось за одним только третьим столом. Успех был достигнут не без жертв. Председателю правления, чтобы завершить хотя бы вексельные дела, по которым взыскивались небольшие суммы (до 1 рубля), пришлось внести деньги из своего кармана [10].

В 1873 г. председателем Тобольского губернского правления была произведена ревизия делопроизводства присутственных мест и должностных лиц губернии. Спустя 10 лет дело это за отсутствием объяснений некоторых обличенных лиц все еще состояло в производстве [11]. Этот факт явно свидетельствует о падении авторитета Тобольского губернского правления. Окружная администрация смотрела на его многократные понуждения как на требования второстепенной важности. Причину этому следует искать в особенностях делопроизводства правления, приводившего свои распоряжения в исполнение не иначе как по журнальным постановлениям, что было в ущерб оперативности.

Особый род информации дает рассмотрение на журнальных страницах спорных вопросов, связанных с трактовкой законов. В 1844 г. обсуждался вопрос о разграничении полномочий генерал-губернаторской и губернаторской власти по вопросу об определении к должности [12]. В 1852 г. возник спор о компетенциях казенной палаты и губернского правления [13]. Подобные материалы свидетельствуют о том, что существовавшая в сибирских учреждениях однородность дел мешала слаженной работе всей системы управления.

На стpаницах журналов Тобольского губернского правления находят отражение и социальные проблемы губернии. Их концентрацию представляют сохранившиеся в незначительном количестве журналы секретных дел. Анализ шнуровых книг за сороковые годы вскрыл преобладающее значение двух социальных проблем: изготовление фальшивых денег и распространение раскола. Первая проблема, явно расширяясь, составила почти половину секретных дел в 1840 и 1844 гг.: 89 из 194 и 231 из 486 [14]. О том, насколько указанная проблема была болезненной в те годы, лучше всего свидетельствует создание в Тобольске особой следственной комиссии для открытия делателей фальшивых ассигнаций. Комиссия состояла под непосредственным ведением генерал-губернатора Западной Сибири, который "отдавал отчет об успехе своих действий прямо Министру Внутренних Дел" [15].

По "Сибирскому учреждению" распределение дел, "с точностью в учреждении не означенное, зависит от председателя", котоpый управлял и канцелярией (ст. 301). Из этого положения вытекали различия в распределении предметов делопроизводства по столам в сибиpских губернских правлениях.

В журналах первого стола первого отделения Тобольского губернского правления содержится информация о личном составе чиновников, подведомственных губернскому правлению. Здесь же следует искать материал об открытии в губернии фабрик и заводов, а также дела о раскольниках. Во втором столе первого отделения сосредоточивались в основном следственные дела, связанные с наложением взысканий на чиновников за нерадение к службе. По нашим подсчетам,такие дела составили 65 % дел, решенных в этом столе в 1894 г. [16]. Рассмотрением жалоб на медленность и неправильные действия полицейских мест губернии (66 % всех дел) занимался третий стол.

Во втором отделении губернского правления первый стол был опекунским, третий - крепостным, а второй занимался обнародованием правительственных указов, разрешениями на торги и взысканием денег.

Первый стол третьего отделения ведал городскими доходами, сметой и раскладкой земских, волостных и инородных повинностей, делами по стpаховой опеpации и лесной части. Во втором столе преимущественно сосредоточивались дела по внутреннему хозяйству губернского правления. Третий ведал казенными запасами по продовольствию, их помещением, хранением и употреблением.

Четвертое отделение составляла Тобольская экспедиция о ссыльных, которая занималась приемом и распределением ссыльных, а также осуществляла надзор за тюремной полицией. Как видно из распределения дел в канцелярии, за губернским правлением все еще оставалась значительная часть хозяйственных дел.

Сложность и малоэффективность функционирования четырехступенчатой сибирской администрации вызывала частые нарекания. Особому анализу накануне грядущей в Сибири реформы управления подлежал значительно увеличивающий переписку порядок сношений губернского правления с высшими инстанциями [17].

С одной стороны, большинство распоряжений Тобольского губернатора, не входившего в состав частного управления, проходило через журнальные постановления губернского правления как учреждения, заведующего окружными и городскими полициями. С другой - сношение Тобольского губернского правления с высшими инстанциями было невозможно без посредничества Общего губернского управления в лице губернатора. Эти отношения также определялись журнальными постановлениями губернского правления. Таким образом, указанный источник является, на наш взгляд, необходимым материалом, освещающим детали сложной сибирской иерархии, демонстрирующим разносторонние направления в работе канцелярий сибирских учреждений.

Особый род отношений Тобольского губернского правления с губернским советом составляло рассмотрение дел о наказаниях чиновников по суду. На основании 27 ст. "Сибирского учреждения" соответствующий журнал из губернского правления поступал к губернатору, который передавал его в канцелярию Общего губернского управления для рассмотрения в губернском совете. С резолюцией совета журнал вновь возвращался в канцелярию губернского правления, где подшивался в шнуровую книгу. В 1894 г. следственные дела с пометкой губернского совета составили почти шестую часть дел, прошедших через первое отделение (110 из 637) [18]. Только в восьми случаях постановление губернского правления было отклонено губернским советом и подлежало решению в Главном управлении Западной Сибири. Приведенные цифры ставят под сомнение целессообразность посредничества Общего губернского управления в данном случае.

Итак, журналы Тобольского губернского правления являются ценным историческим источником, не только характеризующим функционирование системы сибирского управления, но и дающим важные сведения о социальной и хозяйственной жизни губернии. На наш взгляд, этот источник, используемый сегодня далеко не в полной мере, еще ждет своего исследователя.

 


Литература

[1] Учреждение для управления губерний Всероссийской империи. Спб., 1775. С. 23, 25.
[2] Свод узаконений к сокращению делопроизводства и переписки в губернских и уездных местах, подведомственных Министерству внутренних дел. Отд. оттиск. С. 13.
[3] ТФ ГАТО. Ф. 329. Оп. 11. Д. 7.
[4] Там же. Д. 93, 94.
[5] Там же. Д. 401. Л. 552.
[6]

Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1-е.  29125. 22 июля 1822 г.; Учреждение управления сибирских губерний и областей // Свод законов Российской империи. Изд. 1857 г. Т. II. Ч. II. Ст. 38-42.

[7] ТФ ГАТО. Ф. 329. Оп. 11. Д. 8. Л. 58.
[8] Там же. Л. 207.
[9] Извлечение из всеподданнейшего отчета г. Министра внутренних дел. Отд. оттиск. С. 70.
[10] ТФ ГАТО. Ф. 329. Оп. 11. Д. 19. Л. 390.
[11]

Там же. Д. 904. Л. 272-274.

[12] Там же. Д. 383. Л. 92.
[13] Там же. Д. 528. Л. 411.
[14] Там же. Д. 334. 383.
[15] Там же. Д. 383. Л. 835.
[16] Там же. Д. 1025.
[17] Записка к проекту временных правил о преобразовании губернских учреждений Министерства внутренних дел в губерниях: Тобольской, Томской, Енисейской и Иркутской. Отд. оттиск. С. 6.
[18] ТФ ГАТО. Ф. 329. Оп. 11. Д. 1024, 1025, 1026.