Проект Жана Моне
Омский государственный университет
им. Ф.М. Достоевского
+7 (3812) 22-97-72 (приемная комиссия)
644077 г. Омск пр. Мира, 55

Проект Модуль Жана Монне «Германия в ЕС: история обоюдного успеха» 

(проект 575316-EPP-1-2016-1-RU-EPPJMO-MODULE)*



*Содействие со стороны Европейской комиссии в подготовке настоящего документа не означает одобрения содержания, которое отражает мнения только авторов, и Комиссия не может нести ответственность за любое использование информации, содержащейся в документе.


О программе

Программа Jean Monnet направлена на расширение знаний о процессах европейской интеграции посредством преподавания, исследований и дебатов на темы, связанные с историей, политикой, экономикой и законодательством Европейского Союза, а также отношениями ЕС с другими регионами мира. Основная задача программы – привнесение европейского измерения в системы высшего образования.

Программа была открыта в 1989 и получила свое название в честь известного французского государственного деятеля, одного из “архитекторов” Европейского Союза. В настоящее время деятельность программы распространяется на 78 стран, образовательная сеть охватывает более 800 университетов. Всего в рамках программы профинансировано 4 200 проектов по тематике европейской интеграции. С 2013 года Программа Jean Monnet интегрирована в программу Erasmus+.

Модуль Жана Монне – учебная программа (курс, учебный модуль) по теме европейских исследований (от 40 лекционных часов за академический год). Программа может быть как узкоспециализированной, так и широкой направленности. Срок гранта – три года.

С информацией о программе можно ознакомиться на сайте Национального офиса Эразмус+ в России: http://erasmusplusinrussia.ru/, на сайте Агентства по образованию, культуре и аудиовизуальным средствам (EACEA) Европейского Союза: https://eacea.ec.europa.eu/erasmus-plus/funding/jean-monnet-activities-2016_en

Академический координатор проекта «Германия в ЕС: история обоюдного успеха» – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и теории международных отношений Сорокин Алексей Николаевич.


Аннотация проекта

Основная цель курса - показать на примере Германии, что означает европейская интеграция для отдельной страны, почему в ходе исторического развития она стала неотъемлемой частью национальной немецкой идентичности сегодня. Пример Германии позволяет, с одной стороны, персонализировать европейскую интеграцию, то есть показать развитие европейской идеи, непосредственно интеграционных процессов, их предпосылок и последствий в фокусе отдельной страны. С другой стороны, будет раскрыто постепенно увеличивающееся значение Германии для европейской интеграции, персональная роль федеральных канцлеров в планировании и осуществлению новых интеграционных проектов и инициатив. При этом будут рассмотрены основные этапы европейской интеграции в целом.


Деятельность (этапы реализации)

2016/2017 учебный год

Разработка курса лекций.

Структура и содержание курса:

1. В начале был Аденауэр.

Предыстория европейской идеи в Германии, ситуации 1945 года („нулевой час“), первые интеграционные инициативы и ФРГ (ЕОУС, Европейское оборонительное сообщество, Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), Евратом), европейская интеграция и немецкое экономическое чудо, личную роль Аденауэра в продвижении европейской перспективы Германии.

2. Германия в ЕЭС в 1960-1970-он.

Европейские инициативы Эрхарда и Киссинджера, Вилли Брандт как великий европеец (европейское планирования на Гаагской конференции 1969 г., Брандт и первое расширение ЕС в 1973 году, роль „новой восточной политики“ Брандта для будущего Восточной Европы в ЕС), Гельмут Шмидт и начало европейской политики безопасности (конференция по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Хельсинки в 1973-1975 гг.), Европейская валютная система 1979 г., переход ФРГ к стадии собственного активного европейского планирования.

3. Время великих решений (европейская политика Германии в 1980-1990-е гг.)

Европейская стратегия Гельмута Коля, подписание Единого Европейского акта и Шенгенского договора, роль европейской интеграции для объединения Германии и важность воссоединения для интеграции, Маастрихтский договор и роль Германии в создании Европейского Союза: нововведения в области экономики, политики, безопасности и культуры.

4. Германия в ЕС сегодня

Развитие Германии в ЕС в 2000-х годах, расширение ЕС на Восток и ФРГ, европейская политика Герхарда Шредера и Ангелы Меркель, современная роль Германии в структурах ЕС и отдельных сферах общей политики (финансовой и бюджетной, политики безопасности, культурной и образовательной политики), миграционная политика ЕС и Германии, евроскептицизм в современной Германии.

5. Почему евроинтеграция так важна для Германии (заключительная дискуссия).


Преподавание

Осенний семестр 2016/2017 учебного года – направления магистратуры «Международные отношения» и «Зарубежное регионоведение».

Весенний семестр 2016/2017 учебного года – направления бакалавриата «Международные отношения» и «Антропология».

Осенний семестр 2017/2018 учебного года – направление бакалавриата «Международные отношения»

Весенний семестр 2017/2018 учебного года – направление магистратуры «Международные отношения», направления бакалавриата «Экономика» (факультет международного бизнеса) и «Юриспруденция». 

Осенний семестр 2018/2019 учебного года – направления бакалавриата «История», «Лингвистика» (иностранные языки).

Весенний семестр 2018/2019 учебного года – направление магистратуры «Международные отношения», направления бакалавриата «Международные отношения».

Фото занятий со студентами.


Учебные материалы курса

Учебная программа курса "Германия в ЕС: история обоюдного успеха"
Презентации по темам курса:
Тема 1. В начале был Аденуаэр
Тема 2. Германия в ЕЭС в 1960-1970-е годы
Тема 3. Время великих решений (европейская политика Германии в 1980-1990-е годы)
Тема 4. Германия в ЕС сегодня
Викторина  "Что Вы знаете о ЕС" 
Хронология европейской политики Германии

Основные договоры европейской интеграции
Договор о ЕОУС
Римский договор о ЕЭС 1957 г.
Единый Европейский Акт 1986 г.
Маахстрихтский договор 1992 г.

Отзывы студентов

Ольга Барвинко (Россия)

«Данный курс основывается на идее того, что история послевоенной Германии - история нового начала. Безусловно, это новое начало было тесно связано с евроинтеграцией. Рассуждая о том, что разрушенная Европа нуждалась в "воссоздании европейской семьи народов", мы приходили к выводу, что создание новой и безопасной Европы напрямую зависит от налаживания отношений Франции и Германии. Стоит также отметить, что в данном курсе особое внимание уделялось личностному фактору, а именно личностным установкам немецких лидеров, которые способствовали развитию немецкой интеграции. Мы осознавали, что европейская интеграция стала альтернативой развития международных отношений в период холодной войны, поэтому выбор европейского пути развития, пути интеграции, стал для Германии судьбоносным. Евроинтеграция, в конечном счете, стала основой становления той Германии, которую мы видим сегодня. Данный курс показал, как Германия стала европейским лидером, и как история ЕС и Германии стала историей обоюдного успеха».


Некру Музаянов (Таджикистан):


«Содержание курса является актуальным и, несомненно, востребованным в современном высшем образовании. Лекции проводились на высоком профессиональном уровне. Благодаря этому курсу я освоил многое о политической, экономической интеграции Германии и о личной роли многих деятелей, Аденауэра и других, в продвижении европейской перспективы Германии, а также о европейской политике Германии».


Давлатдиёр Саидов (Таджикистан):


«Благодаря курсу «Германия в ЕС: история обоюдного успеха» я узнал о роли ФРГ в интеграционных процессах в Европе и восстановлении экономики ФРГ после Второй мировой войны. В целом мне понравилась методика преподавания преподавателя данного курса (Сорокина Алексея Николаевича). Лекции и практические занятия проводились на высоком уровне».


Диана Смирнова (Россия):


«Курс " Германия в ЕС. История успеха" позволил более детально изучить действительно уникальный случай восстановления страны после полного упадка. Была возможность проанализировать как канцлеры, в качестве политических личностей, повлияли на судьбу Германии. И в итоге после данного курса сложилась целостная картина о том, какой путь прошла Германия в послевоенный период и до настоящего времени».


Дарья Лач (Казахстан):

Одна из самых интересных и действительно важных дисциплин. Преподавателем были предоставлены не просто «сухие данные», была донесена до каждого студента вся взаимозависимость Германии и ЕС через призму времени, политологии и истории. Пройдя обучение, хочется лишь поблагодарить Алексея Николаевича Сорокина за полученные знания и более глубокое понимание значимости Германии в ЕС и роли каждого канцлера в отдельности. Дисциплина заставила по-другому взглянуть на все обстоятельства создания Европейского Союза и осознанно отслеживать все поэтапно принятые канцлерами шаги. Остались только положительные эмоции и прочные знания.


Суханова Мария (Россия):

В рамках учебной программы, мы получили полное представление о ФРГ, начиная с её первого федерального канцлера - Конрада Аденауэра, заканчивая ролью и участием Германии в ЕС в 21 веке. Я узнала не только о каждом из канцлеров, но и о их конкретной роли в векторе евроинтеграции, о том, как именно членство в ЕС изменило судьбу Германии. Евроинтеграция это как раз то, что помогло стране начать свою историю сначала, учесть ошибки прошлого и исправить последствия войны. Хотелось бы так же выделить профессионализм и глубокие знания Сорокина Алексея Николаевича по данной теме.

Исследование: итоговые публикации:



Участие в конференции в Череповце

11-12 октября 2016 г. Череповецкий государственный университет при поддержке Представительства Фонда им. Конрада Аденауэра в Москве проводил международный научно-практический семинар «Консервативные, социальные и либеральные тенденции в партийно-политическом развитии Германии и России: история и современность». Сообщение «Феномен канцлерской демократии в истории ФРГ: Аденауэр и западная интеграция ФРГ» опубликовано в материалах международного научного семинара.

(http://www.vereinigung.ru)


Выступление на семинаре (workshop) с последующей дискуссией на конференции «Омская международная модель ООН».

Форум «Омская международная модель ООН–2016» ориентирован на привлечение студентов российских и зарубежных вузов к изучению современных международных проблем в рамках существующих процедур Организации Объединенных Наций. Цель форума: распространение знаний о современных международных отношениях, международных процессах, формирование диалогового пространства для носителей разных культур, ценностей, вовлечение молодежи разных стран в процесс обсуждения, обмена мнений, разрешения международных проблем. Форум организуется ежегодно кафедрой истории и теории международных отношений ОмГУ им. Ф.М. Достоевского и проводится при поддержке Представительства МИД в г. Омске, консульства Республики Казахстан, Омского городского совета.

Период проведения форума: 9.11.2016 – 11.11.2016

Количество участников: 120 человек. Из них:

- студенты ОмГУ очной формы обучения: 80 человек,

- иногородние, иностранные студенты: 40 человек (страны: США, Словакия, Гана, Мексика, Казахстан, Таджикистан; российские города: Тюмень, Новосибирск, Сыктывкар, Екатеринбург, Нижневартовск, Воронеж, Уфа и др.).

В рамках модели состоялась работа 4 комитетов по актуальным международным вопросам. Повесткой работы Генеральной Ассамблеи стали «Современные вызовы интеграционного объединения». На заседании данного комитета (присутствовала ок. 40 студентов и аспирантов) был проведен семинар с последующей дискуссией по теме «Германия в ЕС», который вызвал значительный интерес, свидетельством чего можно считать большое число вопросов.

Программа

Презентация

Фото


Выступление на семинаре (workshop) с последующей дискуссией на Международном форуме «Модель международных организаций» в 2017 г.

С 9 по 11 ноября 2017 года в г. Омске прошел Первый национальный международный форум «Модель международных организаций» (далее – форум), в работе которого приняли активное участие учащиеся 9-11х классов школ города Омска, студенты, аспиранты и преподаватели образовательных организаций высшего образования города Омска, 20 регионов России и зарубежья, руководители молодежных общественных объединений, организаций города Омска, представители органов власти, эксперты в сфере международных отношений, представители МИД России, бизнеса, средств массовой информации. В работе форума примут участие студенты из Эфиопии, Ганы, Словакии, Германии, Австрии, Китая, Казахстана, Таджикистана, Армении и других стран дальнего и ближнего зарубежья.  

В рамках форума состоялся семинар (workshop) с последующей дискуссией состоялось выступление с лекцией «Германия в ЕС: история и современность», которое прошло на секции «Совет Европы». Участниками этой секции стали 52 человека из образовательных организаций Омска, Екатеринбурга, Перми, Москвы, Уфы. 

Программа
Фото

Выступление на семинаре (workshop) с последующей дискуссией на втором Международном форуме «Модель международных организаций» в 2018

В форуме приняли участие школьники 11-х классов, студенты и их преподаватели, руководители общественных организаций, эксперты в сфере бизнеса и СМИ, а также представители органов власти. В 2018 году «Модель» приняла гостей из 21 страны, среди которых Эфиопия, Голландия, Германия, Австрия, США, Бразилия, Казахстан и другие страны ближнего и дальнего зарубежья. Участники из России съехались в Омск более чем из 25 регионов страны.

В рамках форума состоялся семинар (workshop) с последующей дискуссией «Германия в ЕС: история и современность», которое прошло на секции «ОБСЕ». Участниками этой секции стали 52 человека из образовательных организаций (школ и университетов) Омска, университетов Барнаула, Тюмени, Санкт-Петербурга, Казани.

Фото


Сбор материалов/разработка и совершенствование курса

1. Научно-образовательные стажировки (research and study visit) в Германии

  1.1. Научно-образовательная стажировка проходила в архиве Конрада Аденауэра в Рёндорфе с 14.11.2016 по 08.12.2016). Исследовательская работа стала возможной благодаря поддержке Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, фонда Конрада Аденауэра, фонда «Дом федерального канцлера Аденауэра». Научное руководство осуществлял профессор, доктор Штефан Кройцбергер из университета г. Ростока.  Результатом стажировки стал сбор материалов (источников и литературы) по внешней политике первого федерального канцлера Конрада Аденауэра, в том числе по его политике европейской интеграции.

  1.2. Научно-образовательная стажировка (сбор материалов по проекту и консультации с экспертами) проходила в проходила в библиотеке и архиве фонда Фридриха Эберта (г. Бонн), библиотеке Боннского университета, библиотеке и архиве фонда «Дом федерального канцлера Конрада Аденауэра» (Рёндорф) с 06.09.2017 по 04.10.2017. В результате были собраны работы немецких исследователей по участию ФРГ в европейской интеграции, а также проведены консультации с немецкими коллегами, в частности с научным сотрудником фонда «Дом федерального канцлера Конрада Аденауэра» др. Хольгером Лёттелем.

Фото


2. Научные стажировки в г. Москва (РФ)

Научные стажировки проходили с 08.06.2017 по 21.08.2017, с 05.07.2018 по 20.07.2018, с 10.04.2019 по 21.04.2019 и с 09.07.2019 по 14.07.2019. В России именно в Москве доступны научно-исследовательская литература и источники по теме проекта как на русском, так и на иностранных языках. Научно-исследовательская работа проходила в Российской государственной библиотеке, в Государственной публичной исторической библиотеке, в библиотеке Германского исторического института в Москве, в Российском государственном архиве экономики, в Российском государственном архиве новейшей истории. В Москве находятся основные научно-исследовательские институты и отдельные ученые России, занимающиеся темой проекта. Результатом стажировок стал сбор материалов (источников и литературы) по истории и актуальным проблемам европейской интеграции ФРГ. Также состоялись консультации с ведущими российскими специалистами по истории ФРГ: профессором, доктором исторических наук Алексеем Филитовым (Институт всеобщей истории Российской академии наук), профессором, доктором исторических наук Александром Ватлиным (Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова), кандидатом исторических наук, профессором Ростиславом Долгилевичем и др.

Взаимодействие с другими проектами

1. Участие в интернет-конференции «Вопросы европейской интеграции в российском высшем образовании». Организатор - Московский государственный психолого-педагогический университет в рамках реализации проекта, поддержанного программой Erasmus+  по направлению Jean Monnet Activities.

 Цель интернет-конференции - обсуждение отражения вопросов европейской интеграции в российском высшем образовании и создание сети взаимодействия, обеспечивающей информационно-просветительскую работу в данном направлении.

Интернет-конференция прошла в форме вебинаров 7 и 8 декабря 11.00-17.00 (по московскому времени).

2. Консультации с профессором, доктором Михаэлем Гелером, обладателем персональной кафедры Жана Монне (Jean Monnet Chair ad personam) по истории Европы и европейской интеграции в университете Хильдесхайма. Михаэль Гелер является признанным экспертом по истории европейской интеграции, автором многочисленных публикаций на данную тематику. Консультации проходили в рамках научной стажировки в Австрийской академии наук (г. Вена) с 02.02.2017 по 01.03.2017.  

3. Совместно с профессором Нижневартовского государственного университета, доктором экономических наук Оксаной Козловой на базе ОмГУ 24.10.2017 проведен круглый стол "Опыт участия в программе Европейского Союза "Жан Монне": подготовка заявки, организация преподавания и научных исследований".

4. Участие в конференции «Excellence in European Studies» в Москве 19-10 апреля. На конференции, которая собрала более 100 действующих и потенциальных участников программы «Жан Монне», был получен неоценимый опыт общения с коллегами по различным аспектам подготовки заявки, реализации и отчетности проектов «Жан Монне», а также были достигнуты предварительные договоренности о сотрудничестве в рамках других программ Эразмус+. 

Фото конференции. 


Распространение результатов, опыта (диссеминация проекта)

1. 24 октября 2017 года Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского в сотрудничестве с Нижневартовским государственным университетом провел круглый стол на тему "Опыт участия в программе Европейского Союза "Жан Монне": подготовка заявки, организация преподавания и научных исследований". Участники обсудили весь спектр вопросов участия в грантовом конкурсе Европейского союза по программе «Жан Монне». Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и теории международных отношений Алексей Сорокин (организатор круглого стола со стороны ОмГУ) рассказал о своем успешном опыте подачи заявки и коротко представил свой проект «Германия в ЕС: история обоюдного успеха». Ключевая идея этого проекта – показать привлекательность процесса евроинтеграции для отдельной страны и продемонстрировать те выгоды, которые Европейский союз получает от участия Германии в интеграции. Мероприятие вызвало значительный интерес в академической среде города Омска: в круглом столе приняли участие 10 сотрудников и преподавателей ОмГУ, а также преподаватели и сотрудники международных отделов других омских университетов, стремящихся принять участие в программе (Омский государственный технический университет, Омский государственный педагогический университет, Омский государственный аграрный университет, Омский государственный медицинский университет).

Фото


2. В очередном выпуске газеты «Омский университет» от 17 января № 1 (874) была опубликована статья «Программа «Жан Монне» Erasmus+: конкурс грантов для преподавателей». В ней руководитель проекта «Германия в ЕС: история обоюдного успеха» Сорокин А.Н. в форме ответов на вопросы рассказал об основных особенностях программы, своем опыте участия, а также о содержании и реализации собственного проекта.


3. В рамках программы мобильности Эразмус+ «Learning Mobility of Individuals» (staff for teaching) был прочитан курс лекций в университете им. Яна Кохановского (г. Кельце, Польша). Методологическая лекция для польских аспирантов и преподавателей Института истории была посвящена, в том числе, содержанию, методологии, основным этапам реализации проекта Модуль Жана Монне «Германия в ЕС: история обоюдного успеха». На фото: с профессорами Института истории университета им. Яна Кохановского Wiesław Caban, Jacek Legieć, Stanisłąw Wiech.

Фото


4. В Омском государственном университете им. Ф.М. Достоевского 29 апреля 2019 был организован круглый стол "Опыт участия в программе Европейского Союза "Jean Monnet": подготовка заявки, реализация проектов и составление отчетности".

Спикерами круглого стола станут эксперты, имеющие богатый и успешный опыт участия в программе:

Алексей Николаевич Сорокин, начальник отдела планирования и организации международной деятельности ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, координатор проекта Jean Monnet Module “Germany in EU: A Story of Mutual Success” (2016-2019);

Юлия Фомина, доцент кафедры инновационного и проектного управления ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, координатор проекта Jean Monnet Module “Social Entrepreneurship: the European Union Experience and Practices” (2018-2021).

Эльдар Хайруллин, доцент кафедры истории и теории международных отношений ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, координатор проекта Jean Monnet Module “Security aspects of EU integration” (2018-2021).

Помимо сотрудников международных отделов и заинтресованных преподавателей университетов Омска в круглом столе приняли участие также представители омских школ, с которыми была достигнута договоренность о совместных заявках и реализации европейских проектов.

Фото