Электронно-образовательная среда ОмГУ
Омский государственный университет
им. Ф.М. Достоевского
+7 (3812) 67-01-04 (приемная ректора)
Факс: +7 (3812) 22-36-41
+7 (3812) 22-97-72 (приемная комиссия)
644077 г. Омск пр. Мира, 55a
Электронная информационно-образовательная среда – доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

ЕИОС
Электронная информационно-образовательная среда (далее – ЭИОС) образовательной организации – совокупность информационных, телекоммуникационных технологий, программно-технических средств, электронных информационных и образовательных ресурсов, обеспечивающих условия для реализации образовательной и других видов деятельности образовательной организации.
 
ЭИОС ОмГУ создается на принципах веб-интеграции, позволяющей сформировать единое информационно-образовательное пространство из разнородных веб-приложений, информационных систем различного класса и назначения, сервисных программ и внешних информационных ресурсов.
 
Электронная информационно-образовательная среда ОмГУ предназначена для:
– обеспечения информационной открытости ОмГУ в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации в сфере образования;
– обеспечения доступа пользователей ЭИОС ОмГУ к электронным информационным ресурсам, электронным образовательным ресурсам, электронным библиотечным системам посредством использования информационно-телекоммуникационных технологий и сервисов университета и сети «Интернет»;
– организации и поддержки образовательного процесса по реализуемым образовательным программам;
– повышения эффективности и качества образовательного процесса, научно-исследовательской и других видов деятельности ОмГУ;
– обеспечение информационной прозрачности хода образовательного процесса для обучающихся;
– создание возможности участникам образовательного процесса для эффективного информационного взаимодействия.
 
Доступ к ресурсам электронно-образовательной среды ОмГУ обеспечивается из всех учебных корпусов ОмГУ как из компьютерных классов и рабочих мест преподавателей, так и по беспроводному Интернету.
 
Единый авторизованный доступ к собственным информационным ресурсам ОмГУ (Изданиям ОмГУ, методическим и справочным материалам ОмГУ), к электронным библиотечным системам и электронным подписным изданиям, с которыми заключен договор ОмГУ для обучающихся и работников ОмГУ с любого устройства, подключенного к сети Интернет реализован веб-приложением  http://eos.omsu.ru/
 
Информационная прозрачность хода образовательного процесса обеспечивается набором Электронных сервисов ОмГУ. Сайт https://eService.omsu.ru  является сервером авторизации для обеспечения единой точки входа в архитектуре этого многокомпонентного веб-приложения . В настоящий момент для студентов доступны авторизованные сервисы «Личное дело» (Информация о приказах, оценках, личных документах студента), «Заявки» (подача заявок на справки и заявление на материальную поддержку), «Выплаты» (приказы обо всех видах выплат с указанием размера и периода выплат). Для преподавателей в стадии разработки – авторизованный сервис «Моя учебная нагрузка». Сейчас преподаватели могут воспользоваться неавторизованным сервисом «Заказ учебных изданий», позволяющим оформить бланк заказа учебных изданий в библиотеку. Кроме того, всем пользователям доступны неавторизованные сервисы такие, как «График учебного процесса», «Аннотация дисциплин ОП», «Информация о дисциплине», «Проверка диплома». Руководителям кафедр из корпоративной сети ОмГУ доступно авторизованное веб-приложение «Планирование учебной нагрузки преподавателей» (https://nagr.eService.omsu.ru)
 
Электронная информационно-образовательная среда ОмГУ обеспечивает проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий на базе информационной системы Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment).
 
Поддержку и развитие ИС Moodle  осуществляет Институт непрерывного и открытого образования (ИНОО) и его подразделения: Центр информационно-методической поддержки образования (ЦИМПО)  и Отдел электронного обучения (ОЭО).
Ими сопровождается сервер электронного обучения ОмГУ  http://eo.omsu.ru/. Назначение: систематизированное хранение ЭУМК дисциплин основных образовательных программ, организация санкционированного доступа пользователей ЭИОС к электронным образовательным ресурсам, организация синхронного и асинхронного взаимодействия, проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения.
 
Также сопровождаются соответствующие сервера для дистанционных программ колледжа ОмГУ http://do.upc.omsu.ru/, дистанционных программ бакалавриата ОмГУ http://do.omsu.ru/, дистанционных программ магистратуры ОмГУ http://mag.do.omsu.ru/, дистанционных программ ДПО ОмГУ http://dpo.omsu.ru. Отдельно для экономического факультета сервер дистанционных программ ЭФ ОмГУ http://do.eco.omsu.ru/
 
Для организации распределенной видеоконференцсвязи в виртуальной группе (вебинаров) используется программное обеспечение Adobe Acrobat Connect Pro, установленное на сервере http://vdo.omsu.ru.
 
Для организации и проведения аудиторной и распределенной видеоконференцсвязи, организации синхронного взаимодействия участников образовательного процесса, проведения всех видов занятий, фиксации хода образовательного процесса используется система видеоконференцсвязи Polycom VSX™ 8400 и сервер многоточечной ВКС на ее основе с возможностью реализации высококачественного аудиовизуального взаимодействия между шестью удаленными аудиториями на скоростях от 384 Кбит/с.  
ВКС (видеоконференцсвязь) оборудованием оснащены ауд. № 407 7-го корпуса и ауд. №114 4-го корпуса. Многие лекционные аудитории, используемые для учебных занятий, оснащены мультимедийным оборудованием.
 
Информационная поддержка образовательного процесса обеспечивается интегрированной информационно-аналитической системой (ИИАС) «Учебный процесс». В качестве хранилища данных используется СУБД Oracle. ИИАС «Учебный процесс» включает в себя следующие модули:
 
1.1. «Контингент студентов» (Приказы по студенческому составу, Приказы об окончании вуза, Приказы о назначении стипендий, Распоряжения факультетов, Личная карточка студента, Отчеты по студенческому составу).
1.2. «Сессионный контроль» (Ведомости и направления на экзамен/зачет, Учебная карточка студента, Протоколы ГИА, Протоколы перезачета/переаттестации, Статистическая отчетность по академической успеваемости).
1.3. «Учебные планы» (Краткосрочные, Долгосрочные учебные планы, Экспертиза учебных планов, Государственные образовательные стандарты/Внутренние стандарты, Модуль подготовки файлов для предоставления в Центр экспертизы для проведения аттестации специальности).
1.4. «Планирование учебной нагрузки» (Распределение и передача нагрузки на факультетах и на кафедрах, Расчет штата ППС).
1.5. «Выпуск» (Книги регистрации выданных дипломов, Приказы по выпускникам, Модуль формирования приложения к диплому/ академической справки).
1.6. «Договора на обучение» (Формирование договоров по основным и дополнительным образовательным программам, Формирование дополнительных соглашений к договорам, Акты о выполненной работе, Статистическая отчетность).
1.7. «Формирование индивидуальной нагрузки преподавателя» (Распределение кафедральных ресурсов между преподавателями кафедры, Передача ресурсов между кафедрами,  Аналитические отчеты)
1.8. «Договоры найма жилого помещения» (Формирование договоров найма жилого помещения всех категорий проживающих в общежитиях; Формирование дополнительных соглашений к договорам найма жилого помещения; Статистическая отчетность).
1.9.«Выплаты обучающимся» (Фиксирование заявлений обучающихся на выплаты; Формирование протоколов заседаний стипендиальных комиссий; Формирование приказов о назначении, прекращении, приостановлении, возобновлении стипендий обучающимся; Формирование приказов об оказании материальной поддержки обучающимся; Статистическая отчетность).
1.10. «Выплаты обучающимся (женщинам)» (Формирование приказов о выплате пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности).
1.11. «Сироты» (Фиксирование заявлений лиц на зачисление на полное государственное обеспечение и выплаты; Формирование приказов о зачислении лиц на полное государственное обеспечение; Формирование приказов о выплатах лицам, зачисленным на полное государственное обеспечение; Статистическая отчетность).

1.12. «Инвалиды» (Учет инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; Статистическая отчетность).

1.13. «Прохождение флюорографических исследований обучающимися» (Учет прохождения флюорографических исследований обучающимися; Статистическая отчетность).

1.14. «Внеучебная работа с обучающимися» (Формирование приказов об организации и ресурсном обеспечении мероприятий по внеучебной работе с обучающимися; Формирование распоряжений руководителей учебных подразделений об участниках и организаторах мероприятий из числа обучающихся).

1.15. «Достижения обучающихся» (Учет достижений обучающихся; Формирование официального портфолио обучающегося; Статистическая отчетность).

 
В ИИАС реализован функционал по передаче данных в федеральные системы ФИС, ФРДО, ВПО-1, СПО-1 и другие.
 
Доступ к ИИАС «Учебный процесс» обеспечен на всех факультетах и институтах, в отделе аспирантуры и докторантуры, университетском профессиональном колледже, отделе кадров студентов, учебном отделе и других подразделениях. На данный момент в системе зарегистрировано более 370 активных пользователей.
 
Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими программно-техническими средствами и информационно-коммуникационными технологиями.
 
Инфраструктура университета включает сетевые службы, вычислительную технику, специализированное программное обеспечение, системы резервного копирования и хранения данных.
 
Основное оборудование, на котором построена ИТ-инфраструктура, располагается во всех корпусах в телекоммуникационных узлах.
 
Оно включает маршрутизирующие коммутаторы Cisco Catalyst серии 3550, 3560 и 3750, коммутаторы рабочих групп Cisco Catalyst серии 2950. 2960, 2960s. Локальную сеть защищает межсетевой экран Cisco ASA 5510.
 
Беспроводная сеть в основном построена на основе контроллера Cisco WLC 4402 и 25-ти точках доступа Cisco Aironet 1142n.
 
Преимущественно в коммуникационных стойках установлены сервера фирмы IBM серии x3550. В качестве дисковой подсистемы используются две СХД NetApp FAS 2040.
 
Виртуализация обеспечивается программным продуктом VMware vSphere, резервное копирование виртуальных машин - программным продуктом Veeam Backup&Replication.
 
Формирование, развитие и сопровождение ЭИОС и ее элементов осуществляется Институтом непрерывного и открытого образования, Управлением информатизации, Центром Интернет.
 
Информационное наполнение ЭИОС осуществляется совместно кафедрами, факультетами, учебным отделом, отделом кадров студентов, управлением информатизации, центром Интернет и другими структурными подразделениями университета. 


Элементы электронной информационно-образовательной среды ОмГУ им. Ф.М. Достоевского


(Положение об электронной информационно-образовательной среде ОмГУ)



Авторизованный пользователь
Неавторизованный пользователь

Обучающийся
Работник
Абитуриент
Другой пользователь
Официальный сайт ОмГУ

Портал приемной комиссии

Электронная образовательная среда



Электронная почта для сотрудников




Cервис мгновенных сообщений Microsoft Lync




Электронная почта для студентов




Электронная библиотека ОмГУ



Электронные образовательные ресурсы  
Дистанционное обучение
     
Электронное обучение



Сведения о реализуемых образовательных программах (учебные планы, рабочие программы дисциплин (модулей) и практик)





Электронные сервисы ОмГУ

Авторизованный пользователь
Неавторизованный пользователь
Обучающийся
Работник
Абитуриент
Другой пользователь
Дистанционная подача документов в вуз в электронной форме
 




Личные данные студента



Портфолио студента



Индивидуальная нагрузка преподавателя




Проверка подлинности диплома
Выплаты студенту