Нацпроект «Наука» в Сибири
Омский государственный университет
им. Ф.М. Достоевского
+7 (3812) 22-97-72 (приемная комиссия)
+7 (3812) 67-01-04 (приемная ректора)
+7 (3812) 22-36-41 (факс)
644077 г. Омск пр. Мира, 55a
29 Января 2019 (Новости ОмГУ)

Нацпроект «Наука» в Сибири

В Новосибирске завершилась двухдневная стратегическая сессия «Национальный проект «Наука»: инструменты, механизмы, реализация»
Руководители научных и образовательных организаций, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации и расположенных в зоне деятельности Сибирского территориального управления Минобрнауки России, озвучили свое видение реализации в Сибири нацпроекта «Наука».

Министр провел с руководителями подведомственных организаций итоговое пленарное заседание, в котором приняли участие заместители Министра науки и высшего образования РФ Сергей Кузьмин, Алексей Медведев и Александр Степанов, директор Департамента координации деятельности организаций высшего образования Екатерина Бабелюк, директор Департамента координации деятельности научных организаций Кира Швед и заместитель директора Департамента координации деятельности научных организаций Ирина Чугуева.

Накануне участники стратегической сессии провели обсуждение блоков нацпроекта «Наука» в четырех тематических группах: «Приоритеты стратегии научно-технологического развития», «Научно-образовательные центры мирового уровня», «Достижение целей национального проекта на уровне организаций» и «Кадры».

«Мы сейчас находимся на старте реализации нацпроектов. Хотим получить вашу обратную связь, чтобы сформировать более взвешенные и правильные решения, которые позволят добиться серьезных результатов», - обозначил основную задачу стратегической сессии глава Минобрнауки России Михаил Котюков.

От каждой рабочей группы были представлены итоговые доклады, содержащие предложения по формированию в Сибирском макрорегионе НОЦ мирового уровня, привлечению иностранных исследователей и созданию благоприятного климата для инвестиций, подготовке нового поколения ученых и управленцев-отраслевиков. На итоговом заседании также прозучало, что руководители организаций хорошо знают и понимают все слабые точки научно-образовательного кластера в регионе и многие общесистемные проблемы. При этом модераторы делали акцент на необходимости генерирования предложений по решению поставленных задач, отмечая наличие перспективных инициатив.

«У М.А. Лаврентьева, основателя новосибирского Академгородка, была пропагандируемая им формула «Наука – кадры – производство». Задача по внедрению научных результатов в промышленность до сих пор остаётся актуальной, - говорит участник стратегической сессии, проректор ОмГУ им. Ф.М. Достоевского по информационным технологиям и комплексной защищенности инфраструктуры университета Владимир Николаев. - В условиях отсутствия отраслевых НИИ и КБ, как в СССР, или развитой системы венчурных фондов, как во многих странах, которые служили бы передаточным звеном для новых знаний и технологий, эта задача остаётся нерешённой, т.е. является проблемой. Должны быть механизмы и способы заинтересовать корпорации. Без этого привлечение средств промышленных партнёров возможно только на уровне личных контактов».

Анализируя результаты стратегической сессии, заместитель Министра науки и высшего образования РФ Сергей Кузьмин отметил высокий интерес к вопросу количества научных публикаций как критерия эффективности. «Все сразу ушли в плоскость обсуждения публикационной активности: как это правильно или неправильно. Но хочется развернуть коллег и в другую сторону – показатель ВЗИР (внутренние затраты на исследования и разработки). Я бы хотел напомнить ключевые цифры: бюджетная составляющая в подведомственных организациях составляет 63%, а 37% - это внебюджетная компонента. Но это квазивнебюджетная составляющая, большей частью которой являются конкурсные деньги от РНФ, от РФФИ. Фактически мы имеем ситуацию, когда отрасль работает сама в себе, не ориентируясь на интересы экономики. Единичны пока успешные примеры, позволяющие выстраивать комплексные программы, когда мы видим заказчика, интересы заказчика, можем реализовать его задачи», - сказал Сергей Кузьмин.

В своем выступлении заместитель Министра Алексей Медведев обратил внимание коллег на задачи модернизации не только с точки зрения содержания, но и организационно-управленческой составляющей научно-образовательной деятельности. «В ходе обсуждения мы наметили некоторые подходы, которые затрагивают существенную трансформацию изменения стиля организации управления в образовательных и научных организациях», - сказал Алексей Медведев, предположив, что те инициативы и подходы, с которыми выступали участники стратегической сессии, позволяют надеяться, что в регионах будут созданы эффективные НОЦ мирового уровня.

«Можно выделить группу специалистов, способных доработать все те предложения, которые прозвучали в ходе нашей сессии, и подготовить план мероприятий по развитию кадрового потенциала», - сообщил о результатах работы группы «Кадры» заместитель Министра Александр Степанов.

Итоги стратегической сессии подвел Михаил Котюков. Министр поблагодарил участников за содержательные доклады и перспективные предложения, которые могут стать основой для принятия решений, подчеркнув при этом практический характер стоящих перед отраслью задач. «Не надо ждать, что кто-то какую-то схему сейчас напишет, нам сверху её спустит, а мы её выполним. Нам вместе её нужно смоделировать и вместе реализовать», - подчеркнул Министр.

По словам Михаила Котюкова, у Сибири есть ярко выраженная специфика и уникальный опыт, которые необходимо использовать в рамках реализации нацпроекта. «Понимая, что в Сибири лучше ситуация обстоит, чем во многих других регионах, с точки зрения интеграции науки, образования и индустриальных партнёров, надо этот задел превратить в первые практически значимые результаты. Мы с вами вряд ли можем стать для кого-то промышленными партнёрами, это не наша специфика. А вот интеллектуальными партнёрами – точно можем стать и должны взять на себя ведущую роль», - обозначил задачу подведомственным организациям Михаил Котюков.

Министр призвал также участников встречи не ограничиваться процессами обсуждения и планирования, а переходить к практической реализации задач наступившего 6-летнего цикла.

Пресс-служба Министерства науки и высшего образования Российской Федерации


Галерея