Выводы проекта Омского Дома ученых «Повышение активности профессиональной общественности…»
Омский государственный университет
им. Ф.М. Достоевского
+7 (3812) 67-01-04 (приемная ректора)
Факс: +7 (3812) 22-36-41
644077 г. Омск пр. Мира, 55a
20 Марта 2017 (МИБИ)

Выводы проекта Омского Дома ученых «Повышение активности профессиональной общественности…»

Выводы проекта Омского Дома ученых «Повышение активности профессиональной общественности…»

Проект Омского Дома ученых «Повышение активности профессиональной общественности по реализации Стратегии социально-экономического развития города Омска до 2025 года» // Муниципальный грант в городе Омске (выпуск 10). - Омск: Администрация г.Омска, 2016. (-  446 с.) с.78-92. URL - http://admomsk.ru/web/guest/government/divisions/62/social-relations/org


…Омское профессиональное сообщество, имея в прошлом достаточный опыт социально-экономического анализа и стратегического планирования, в настоящее время лишь эпизодически участвует в экспертизе стратегических документов и обсуждения их на коммуникативных площадках. При этом не организуются проектные группы («фабрики мысли»), практически не осуществляется разработка реальных стратегических проектов, обеспечивающих выявление имеющихся и эффективное привлечение потенциальных ресурсов. Профессиональная общественность не консолидирована, не осознает себя как субъекта стратегического развития территорий и практически не может влиять на судьбу своей территории.


Поэтому наиболее важными проблемами омского научного и профессионального сообщества следует признать:

  1. Недостаточное самосознание и коллективная организованность.
  2. Отсутствие чувства своей субъектности, умения и способности объединяться, разрабатывать конструктивные проекты и влиять на будущее своей территории.
  3. Дефицит «пассионарности».
  4. «Окукливание» ведущих специалистов и коллективов, низкая гражданская ответственность, доминирование личного и корпоративного эгоизма.
  5. Слабая методологическая подготовка, неадекватные ситуационные представления и завышенные когнитивные, креативные и экономические требования к органам регионального и муниципального управления.

В существующих в настоящее время условиях

  • развития процессов глобализации, формирования планетарных информационных, финансовых, транспортных, научных, образовательных и других мегасистем;
  • преобразования в России сверху планово-директивной экономики в децентрализованную рыночную (социально и экологически ориентированную);
  • распада прежней системы управления и связанных с ней институтов;
  • структурной деформации экономики и социума;
  • продолжающегося системного кризиса, длительного административного и хозяйственного реформирования

основными целями для научной и профессиональной общественности следует признать:

1). Разработка реальных путей формирования эффективного социального правового государства и гражданского общества.

2). Глубокая рефлексия динамики социально-экономических процессов на основе отечественной науки и с учетом российской специфики.

3). Формирование совершенно новых для нынешнего российского общества

  • управленческой культуры;
  • экономической культуры;
  • предпринимательской культуры, связанной с формированием нового сословия.

4). Формирование менталитета, соответствующего новой исторической эпохе, на основе культурной преемственности и научного прогнозирования. Комплексная оценка реальности и смены парадигмы науки, формирование современной картины Мира.

5). Определение собственной идентичности, самосознания, ответственности за будущее своего города и региона (малой Родины), «в которых хочется жить».


Эти цели достигаются решением следующих задач:

  1. Повышение методологической грамотности, стимулирование и мотивирование специалистов.
  2. Создание условий для анализа и творчества профессионалов различных отраслей, обеспечение возможности групповой работы.
  3. Выявление и подготовка специалистов, обладающих системным и стратегическим мышлением.
  4. Проведение социальной рефлексии, организация целевых коммуникативных площадок, формирование общественных институтов и механизмов их эффективного взаимодействия с органами регионального и муниципального управления.
  5. Осознание особенностей и выявление ресурсов: имеющихся явных и скрытых, а также потенциальных – привлекаемых.
  6. Формирование и развитие культурной, инвестиционной, инновационной и иной привлекательности территорий. Создание удачных брендов.
  7. Выявление и привлечение стратегических партнеров, коллективное и профессиональное конструирование образа желаемого Будущего.
  8. Создание постоянно действующих аналитических групп, команд разработчиков, коммуникативных площадок, сайтов и баз данных для накопления исходных материалов и полученных результатов.
  9. Активизация деятельности Омского Дома ученых (А.А. Колоколов), Омского отделения Петровской академии наук и искусств (ПАНИ) (В.М. Лебедев), Омского отделения Российской инженерной академии (РИА) (П.И. Горбунов), Ассоциации инновационного развития (АИР) (В.С. Польский), Омского стратегического клуба (В.И. Зырянов), Комитета по инновационной деятельности Омской торгово-промышленной палаты (ОмТПП) (В.В. Лизунов), Ассоциации экономической культуры (Е.А. Капогузов) и других общественных и научных организаций с учетом опыта проведения настоящего Проекта в целях формирования и развития эффективных механизмов взаимодействия с органами управления различного уровня, обеспечивающих разработку и реализацию стратегических инновационных проектов развития территорий.

Все участники проведенных Омским Домом ученых в рамках Проекта мероприятий продолжают деятельность по разработке форм творческого и активного участия в перспективном развитии социальной сферы и экономики территорий, выявлении имеющихся и привлечении потенциальных ресурсов, и поддерживают лозунг Проекта «От общества потребления к обществу созидания».


Исп. В.В. Лизунов