Проблемы безопасности европейской интеграции
Основная цель курса - раскрыть особенности формирования системы европейской безопасности в контексте развития интеграционного проекта. Методологической основой для изучения материала и его структурирования служат отдельные наработки Копенгагенской школы безопасности. Обучающиеся знакомятся с теорией интеграции, теорией безопасности, историей формирования европейской системы безопасности во второй половине ХХ века, европейскими и национальными повестками безопасности в 1990-2000-х годах. Подобные акценты позволяют определить проблемы и противоречия интеграционного процесса, особенности внешней и внутренней политики стран-членов Европейского союза, оценить вклад ЕС в обеспечение международной безопасности.
Академический координатор проекта - к.и.н., доцент кафедры ИТМО Хайруллин Эльдар Рафаилович
Реализация модуля предполагает преподавание дисциплины "Проблемы безопасности европейской интеграции", исследовательскую деятельность и распространение знаний о европейском интеграционном проекте.
Виртуальная платформа проекта: http://eusecurity.ru
Группа ВКонтакте: https://vk.com/eusecurity
Этапы реализации проекта:
Разработка курса: 07.2019-09.2019
Содержание курса:
Лекционные занятия
Тема 1. Теория безопасности
Понятие «безопасность» в международных отношениях, элементы, уровни, виды безопасности. Безопасность в теории международных отношений. Концепции обеспечения безопасности: баланс сил, баланс угроз, коллективная безопасность, всеобщая безопасность, кооперативная безопасность, теория демократического мира, концепция человеческой безопасности. Изменение среды международной безопасности в современных международных отношениях.
Тема 2. Теория интеграции
Признаки, задачи, основные стадии, принципы, противоречия интеграции. Предпосылки европейской интеграции. Теории интеграции: федерализм, неофункционализм, теория коммуникации, межправительственный подход.
Тема 3. Копенгагенская школа безопасности
Теория секторов. Теория секьюртизации. Теория регионального комплекса безопасности.
Тема 4. Европейский региональный комплекс безопасности
Формирование европейского РКБ. Проблемы безопасности периода холодной войны. Повестка дня безопасности после холодной войны в странах Западной Европы. Повестка безопасности в странах Восточной Европы до и после вступления в ЕС. Европейская стратегия безопасности и национальные повестки безопасности в 2000-х гг. Сотрудничество ЕС в сфере безопасности с Норвегией, Исландией, Швейцарией.
Тема 5. Периферия европейского РКБ
Балканский субкомплекс европейского регионального комплекса безопасности: история формирования и развитие субкомплекса в XX-XXI вв. Турция и ее влияние на европейскую безопасность. Внешнее окружение ЕС: проблемы безопасности и политика соседства: страны Магриба и Леванта, Восточная Европа и Россия. Украинский кризис и европейская система безопасности
Практические занятия:
Доклады студентов:
Стратегии безопасности Европейского союза 2003, 2016 гг.: презентация докладов и обсуждение.
Тематика дебатов:
1. Интеграция ЕС: за и против.
2. Россия и ЕС: партнеры или противники?
3. США и ЕС: надежное партнерство?
4. Миграция в ЕС: угроза или благо?
Критерии оценки:
Знание содержания курса - 50%,
Присутствие на практических занятиях и лекциях - 10%,
Активность на практических занятиях и лекциях - 10%,
Качество работы (докладов, презентаций, анализа источников, аргументация собственных позиций) - 30%.
Литература по курсу
Документы для подготовки к занятиям
Хайруллин Э.Р. Проблемы безопасности европейской интеграции: учебное пособие. Омск. 2021.
Преподавание:
2018/2019
Семестр 1 (сентябрь — декабрь 2018)
- студенты-бакалавры 3-го курса, группа ИИБ-601-О, направление подготовки "История";
- студенты-бакалавры 5-го курса (заочное отделение), группа ИИБ-431-З, направление подготовки "История".
Семестр 2 (февраль - июнь 2019)
- студенты-бакалавры 1-го курса, группа ИЭБ-801-О, направление подготовки "Международные отношения";
- студенты-бакалавры 4-го курса, группа ИАБ-501-О, направление подготовки "Антропология".
2019/2020
Семестр 1 (сентябрь — декабрь 2019)
- студенты-магистры группы ИИМ-801-О-03, обучающихся по направлению «Всеобщая история»;
- студенты - бакалавры группы ИИБ-701-О, обучающихся по направлению «История».
Семестр 2 (февраль - июнь 2020)
- студенты-бакалавры группы ИЭБ-901-О, обучающихся по направлению «Международные отношения»;
- студенты-бакалавры группы ИАБ-901-О, обучающихся по направлению «Антропология».
2020/2021
Семестр 1 (сентябрь — декабрь 2020)
- студенты-бакалавры группы ИИБ-901-О, обучающихся по направлению «История»;
- студенты-бакалавры группы ИЭБ-701-О, обучающихся по направлению «Международные отношения».
Семестр 2 (февраль - июнь 2020)
- студенты-бакалавры группы ИПБ-801-О, обучающихся по направлению «Политология»;
- студенты-бакалавры группы ИАБ-701-О, обучающихся по направлению «Антропология»;
- студенты-бакалавры группы ИЭБ-001-О-01, обучающихся по направлению «Международные отношения».
Отзывы студентов
Исследовательская деятельность (сбор материалов/совершенствование курса):
7 - 12 июня 2019 - участие в работе Международного форума "Примаковские чтения - 2019" в Центре внешнеполитического сотрудничества им. Е.М. Примакова. Обсуждение с ведущими экспертами, политиками, журналистами вопросов обеспечения безопасности ЕС.
24 сентября 2019 — участие в конференции «Уроки истории: 20 лет с окончания косовского конфликта», организованной мозговым центром Friends of Europe, Брюссель, Бельгия.
Февраль 2020 — участие в Зимней Академии, Берлин, Германия. Участие проходило в рамках исследовательской работы по проекту «Проблемы безопасности европейской интеграции».
Публикации по проекту:
Хайруллин Э.Р. Проблемы безопасности европейской интеграции: учебное пособие. Омск. 2021.
Хайруллин Э.Р. Трансформация суверенитета в условиях глобальных процессов // Вестник Омского университета. Серия: Исторические науки. 2021. Т. 8. № 3 (31). С. 132-143.
Распространение результатов/опыта (диссеминация проекта):
1 ноября 2018 в рамках второго международного форума «Модель международных организаций» в секции «Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе» представлен доклад о создании европейской системы обеспечения безопасности. Участниками форума стали студенты Омского государственного университета им. Ф.М.Достоевского, а также ведущих университетов России (количество участников - ок. 50 делегатов).
29 ноября 2018 — конференция участников образовательных программ Jean Monnet Брюсселе, Бельгия. Омский государственный университет был представлен двумя участниками: координатором проекта Jean Monnet Module «Проблемы безопасности европейской интеграции» Хайруллиным Э.Р. и координатором проекта Jean Monnet Module «Социальное предпринимательство: опыт и практика ЕС» Фоминой Ю.А.
6-14 апреля 2019 года — в рамках международной школы ПИР-Центра по проблемам глобальной безопасности, ведущей НКО России, занимающейся вопросами международной безопасности, был представлен доклад по теме «Страны Вишеградской группы и формирование новой архитектуры европейской безопасности». Доклад подготовлен в рамках исследовательской части проекта Jean Monnet Module. Слушатели школы, в числе которых были студенты, ученые, журналисты, военные, сотрудники дипломатических служб, работники международных организаций из 10 стран мира (Россия, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Украина, Белоруссия, Казахстан, Армения, Абхазия, Бразилия), были ознакомлены с исследовательскими наработками по проблемам безопасности европейской интеграции в восточноевропейском субрегионе.
25 апреля 2019 г. - публикация информации о проекте (в формате интервью).
Баловнева И. Важно изучать и понимать интеграционные процессы ЕС // Омский университет. 25 апреля 2019, №8 (904). С. 5-6
29 апреля 2019 в рамках 30-летия программы Эрасмус + в ОмГУ им. Ф.М. Достоевского был организован круглый стол "Опыт участия в программе Европейского Союза "Jean Monnet": подготовка заявки, реализация проектов и составление отчетности". Спикерами круглого стола выступили эксперты, реализующие модули Эрасмус+ (Юлия Фомина, координатор проекта Jean Monnet Module “Social Entrepreneurship: the European Union Experience and Practices” (2018-2021); Эльдар Хайруллин, координатор проекта Jean Monnet Module “Security aspects of EU integration” (2018-2021), Алексей Сорокин, координатор проекта Jean Monnet Module “Germany in EU: A Story of Mutual Success” (2016-2019)). В работе круглого стола приняли участие преподаватели и сотрудники международных отделов омских университетов, представители омских школ, представители общественных организаций.
Июнь - июль 2019 - сотрудниками кафедры Истории и теории международных отношений разработан курс повышения квалификации "Современные международные отношения и региональные процессы". Курс предназначен для служащих органов государственной власти и муниципального управления, специалистов по внешнеэкономическим связям и связям с общественностью, преподавателей высших и средних учебных заведений, и лиц, интересующихся современной международной проблематикой. Темы 2.1. "Европейская система безопасности: институциональные аспекты", 3.4 "Интеграционные процессы в Европе" будут представлены координатором проекта Jean Monnet Module "Проблемы безопасности европейской интеграции", в рамках распространение результатов/диссеминация проекта.
26 сентября 2019 — участие во Втором европейском образовательном саммите в г. Брюссель, Бельгия. В рамках саммита обсуждались вопросы организации и проведения образовательного процесса в Европейском союзе. Цель участия — изучение современных образовательных практик Европейского союза, ознакомление европейских коллег с с опытом реализации проектов Жан Монне в ОмГУ, расширение профессиональных контактов.
15 октября 2020 - участие в онлайн конференции ErasmusDays, посвященной опыту реализации проектов Jean Monnet в ОмГУ.
16 октября 2020 - участие в вебинаре на тему "Международный опыт реализации грантов JeanMonnet и их влияние на развитие образовательных процессов в ВУЗах". Вебинар организован Омским государственным аграрным университетом им. П.А. Столыпина.
25 июня 2021 г. - открытая лекция "Проблемы безопасности европейской интеграции" для студентов, преподавателей и всех интересующихся европейской тематикой.